Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Страница 3

Новые синтетические опыты авангардистского искусства берут свое начало в среде пермского андеграунда 1970-80 годов. Местный андеграунд - В. Кальпиди (род. 1957), В. Дрожащих, В. Смирнов, П. Печенкин (род. 1956) и др. - не был столь мощным движением, как, например, в Москве, считает исследователь современной литературы, доктор филологических наук М. П. Абашева 95. У него не было возможности для широкого узнавания публикой, однако - это были первые опыты организации новых художественных явлений, акций и перформансов. Это были попытки исследования новых форм, материалов и технических возможностей.

Перформанс - совершенно новое явление для пермского искусства. Главное его отличие от синтетического опыта (синтетизма) в том, что в перформансе задействованы не только материалы, художественные образы и произведения, но и зрители. В перформансе зрителю, как правило, отводится роль одного из соавторов данного произведения.

В 1978 году по инициативе кинорежиссера Павла Печенкина и художника Валерия Жехова возникла группа "Эскиз". Неоднократно "Эскиз" менял статус и состав участников, но всегда был средоточием необычайно насыщенной, живой творческой атмосферы, которую во многом создавало единство литературно-художественной среды. Альтернативное художественное существование молодых пермских "новаторов" носило отчасти компромиссный характер. Духовно-эстетическая оппозиция официальному искусству сопровождалась попытками легализовать свою деятельность - посредством внедрения в официальные структуры, использования аллегорических средств выразительности, содержательного переосмысления доступных форм. Театральный капустник превращался в хеппенинг, в рамки обкомовского семинара творческой молодежи включалась проблематика современного арт-процесса.

Деятельность объединения "Эскиз" на протяжении 1980 годов не была публичной, и поэтому для города Перми процессы создания новых течений в искусстве были не видны. Одно событие стало заметным для Перми и произвело общественный резонанс - показ слайд-поэмы пермских поэтов постмодернистов В. Кальпиди и В. Дрожжащих "В тени Кадриорга" (1982). Нам представляет важным рассмотреть это событие более подробно, так как оно стало одним из проявлений современных тенденций в искусстве Перми.

Премьера слайд-поэмы "В тени Кадриорга" состоялась в январе 1982 года на Областном семинаре творческой молодежи96. Созданное на одном дыхании, это яркое зрелищное аудио-визуальное и литературное действо объединило вокруг себя множество имен и событий, многосторонне характеризующих пермскую художественную ситуацию того времени в ее разнонаправленных тенденциях, конфликтах и поисках компромиссов. Перипетии создания и истории последующих демонстраций "Кадриорга" стали кульминацией в сюжете формирования альтернативной художественно-литературной среды в Перми на рубеже 1970-80-х годов.

Одновременное - объемное - воздействие на зрительное и слуховое восприятие, моделирование на экране многомерной реальности смещало временные ориентиры и втягивало присутствующих в ассоциативное гиперпространство. Моменты хаотической, непредсказуемой динамики, игра цвета и формы, провокация материала, совершаемая художником-режиссером, - все это несло в себе многозначную смысловую нагрузку. Этот новый ракурс мировидения, вообще характерный для "нового" искусства, выразительно представлен, например, художественной фотографией А. Безукладникова и Ю. Чернышова: в увеличенных изображениях насекомых, птиц, бытовых предметов разворачиваются орнаментальные сюжеты, обнаруживается скрытая драматургия. В обнаженной на экране "Кадриорга" молекулярной жизни вдруг обнаружилась самопорождающая творческая активность искусственной среды, вторичной знаковой системы, языка - а это одно из основных положений, на котором вообще базируется современное искусство постмодернизма. С творчеством молодых "восьмидесятников" в пермской ситуации обозначился тот общий философско-эстетический сдвиг, который определяет художественную новизну искусства, занятого поиском вне-идеологических, вне-симулятивных факторов человеческого бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни
Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х. В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), с ...

О реконструкции Немецкого рынка
С конца 20-х годов и до нашего времени список памятников архитектуры в Москве сократился с 474 до 216. А в последнее десятилетие задача сохранения исторического облика столицы, в частности застройки конца XVII - начала XIX века, стала осо ...

Улица Яблочкова. Сквер, памятник-монумент
Горящий танк мчался вперед, сквозь ураганный огонь вражеской артиллерии, через минное поле, на котором уже подорвалось несколько танков. Доконца оставалось лишь несколько метров, когда под гусеницей взорвалась мина. Сметь настигла героич ...