Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Страница 3

Новые синтетические опыты авангардистского искусства берут свое начало в среде пермского андеграунда 1970-80 годов. Местный андеграунд - В. Кальпиди (род. 1957), В. Дрожащих, В. Смирнов, П. Печенкин (род. 1956) и др. - не был столь мощным движением, как, например, в Москве, считает исследователь современной литературы, доктор филологических наук М. П. Абашева 95. У него не было возможности для широкого узнавания публикой, однако - это были первые опыты организации новых художественных явлений, акций и перформансов. Это были попытки исследования новых форм, материалов и технических возможностей.

Перформанс - совершенно новое явление для пермского искусства. Главное его отличие от синтетического опыта (синтетизма) в том, что в перформансе задействованы не только материалы, художественные образы и произведения, но и зрители. В перформансе зрителю, как правило, отводится роль одного из соавторов данного произведения.

В 1978 году по инициативе кинорежиссера Павла Печенкина и художника Валерия Жехова возникла группа "Эскиз". Неоднократно "Эскиз" менял статус и состав участников, но всегда был средоточием необычайно насыщенной, живой творческой атмосферы, которую во многом создавало единство литературно-художественной среды. Альтернативное художественное существование молодых пермских "новаторов" носило отчасти компромиссный характер. Духовно-эстетическая оппозиция официальному искусству сопровождалась попытками легализовать свою деятельность - посредством внедрения в официальные структуры, использования аллегорических средств выразительности, содержательного переосмысления доступных форм. Театральный капустник превращался в хеппенинг, в рамки обкомовского семинара творческой молодежи включалась проблематика современного арт-процесса.

Деятельность объединения "Эскиз" на протяжении 1980 годов не была публичной, и поэтому для города Перми процессы создания новых течений в искусстве были не видны. Одно событие стало заметным для Перми и произвело общественный резонанс - показ слайд-поэмы пермских поэтов постмодернистов В. Кальпиди и В. Дрожжащих "В тени Кадриорга" (1982). Нам представляет важным рассмотреть это событие более подробно, так как оно стало одним из проявлений современных тенденций в искусстве Перми.

Премьера слайд-поэмы "В тени Кадриорга" состоялась в январе 1982 года на Областном семинаре творческой молодежи96. Созданное на одном дыхании, это яркое зрелищное аудио-визуальное и литературное действо объединило вокруг себя множество имен и событий, многосторонне характеризующих пермскую художественную ситуацию того времени в ее разнонаправленных тенденциях, конфликтах и поисках компромиссов. Перипетии создания и истории последующих демонстраций "Кадриорга" стали кульминацией в сюжете формирования альтернативной художественно-литературной среды в Перми на рубеже 1970-80-х годов.

Одновременное - объемное - воздействие на зрительное и слуховое восприятие, моделирование на экране многомерной реальности смещало временные ориентиры и втягивало присутствующих в ассоциативное гиперпространство. Моменты хаотической, непредсказуемой динамики, игра цвета и формы, провокация материала, совершаемая художником-режиссером, - все это несло в себе многозначную смысловую нагрузку. Этот новый ракурс мировидения, вообще характерный для "нового" искусства, выразительно представлен, например, художественной фотографией А. Безукладникова и Ю. Чернышова: в увеличенных изображениях насекомых, птиц, бытовых предметов разворачиваются орнаментальные сюжеты, обнаруживается скрытая драматургия. В обнаженной на экране "Кадриорга" молекулярной жизни вдруг обнаружилась самопорождающая творческая активность искусственной среды, вторичной знаковой системы, языка - а это одно из основных положений, на котором вообще базируется современное искусство постмодернизма. С творчеством молодых "восьмидесятников" в пермской ситуации обозначился тот общий философско-эстетический сдвиг, который определяет художественную новизну искусства, занятого поиском вне-идеологических, вне-симулятивных факторов человеческого бытия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Материальная культура
Зодчество Киевской Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные социальные условия жизни народа. “Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности ха ...

Амедео Модильяни
Амедео Модильяни (Modigliani, Amedeo) (1884–1920), выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоре ...

Антонио Низано
С этими противоречивыми художественными воздействиями в значительной мере был связан готизирующий наивно реалистический стиль веронских мастеров первой половины 15 в., из которых широкой известностью пользовался Антонио Низано (1395/98—14 ...