Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Страница 2

Экспрессионизм представляют в Перми такие авторы, как живописец, заслуженный художник СССР, Юрий Лапшин (род. 1941), Вячеслав Смирнов (род. 1948), Александр Казначеев (род. 1947), музыкант по образованию, Андрей Побережник (род. 1968), Валерий Подкуйко. Для художников характерны эксперименты с формами и изобразительными техниками. Ю. Лапшин, В. Смирнов и А. Казначеев начинали свой творческий путь в театре, создавали оформление театральных постановок и спектаклей. Это способствовало оформлению синкретического мышления этих художников. Творчество данных авторов находится в поиске новых форм для творчества.

Юрий Лапшин на сегодняшний день один из виднейших общественных деятелей Перми. Помимо собственных художественных выставок в Перми, Москве, других городах России, выступает организатором культурных начинаний, фестивалей современного искусства. Летом 2002 года под руководством Ю. Лапшина состоялся международный фестиваль "Железное измерение".

Вячеслав Смирнов отличается в своих работах использованием различных техник и материалов: обугленное дерево ("Боль планеты", 1995), осколки зеркал, актуализируя тем самым игровое начало, характерное для постмодернистских произведений.

Неомифологизм - особенность и черта многих течений пермского искусства. В неомифологизме заложена главная идея этих художников - самобытность их творчества. Среди ведущих мастеров можно выделить работы В. Жданова, И. Лавровой, В. Коротаева (род. 1955), А. Залазаева (род. 1954), О. Хромовой, Н. Зарубина (1948 - 1998), И. Роговой. В работах этих авторов заметны устремления к созданию "нового" мифа - мифологизация культурно-исторического и природного пространства Перми. Творческому переосмыслению в конце ХХ века подвергаются и пермский звериный стиль, и знаменитая пермская деревянная скульптура, и подвижничество исторических деятелей - Стефана Пермского, Строгановых. Активно создаются мифы о так называемом "молебском треугольнике", о месторасположении Перми - "первого города Европы", евроазийском пространстве и пр. В 1991 году Николай Зарубин начал разрабатывать то, что позднее стали называть пермской идеей Зарубина.

В основе этой идеи лежит представление о земле не как о шаре, а как об огромном кристалле, имеющем множество граней. Именно на этих "гранях" из-за их особого энергетического потенциала рождаются новые культурные идеи, гениальные личности (пассионарии), новые творческие идеи. Уральские горы, исходя из этой теории, являются именно такой гранью кристалла земли. Любая творческая личность, будучи проводником космической энергии, притягивается к "месту разлома" (грани кристалла) и питается энергией этой земли. На наш взгляд, данную теорию можно характеризовать как одну из многочисленных интерпретаций популярных изотерических учений. Ее популярность - показатель того, что у зрителя есть потребность к мифологизации окружающей действительности.

Еще одну грань пермского неомифологизма представляет собой так называемая "нументальная философия" Алексея Залазаева. Это уникальный сплав новейших технологий и древних культов. По убеждению скульптора, именно на соединении вечных тем архаичных культурных традиций и приемов работы, синтезирующих весь предшествующий опыт в новейших технологиях, находится нерв современного пластического искусства.

Пластические образы Залазаева геоконструктивны, топологически они принадлежат великим древним цивилизациям. Нигерия, Египет, японская архаика периода Дземон и застывшая древность Пермского периода. Архаический шифр "пермского звериного стиля" стал прообразом деревянных скульптур А. Залазаева.

Пластика Залазаева формируется на контрасте материалов и технологий. Холодный, отстраненный, отражающий никель и теплое, хранящее вековые традиции дерево. Залазаев становится в 90-е годы для Перми характерным примером того, как художник может совмещать творчество и бизнес. Стоит отметить то, что творчество Залазаева на сегодня является одним из самых узнаваемых в Перми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Живопись советской эпохи. Социалистический реализм
До 30-х гг. сохранялись еще некоторые различия между направлениями и эстетиче­скими системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофици­альное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группиров ...

Леонардо да Винчи
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъем­лющий характер деятельности это­го великого художника и учёного стал ясен толь ...

1990е: третий сейю-бум
Первые два "бума" крутились вокруг таких СМИ как телевидение, в 90х же сейю (а вместе с ними и интерес к ним) переместились в более личные коммуникации (радио-постановки, OVA, телевикторины, Интернет). Также начали выпускаться & ...