Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Страница 1

Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно принадлежности авторов к тем или иным художественным течениям, обозначив лишь основные тенденции.

На основе изученных источников можно выделить три главные напрвавления в искусстве Перми 1990-х годов: реалистическая живопись, неоавангардизм и связанные с ним новые формы современного искусства - видеоарт и медиа-искусство. Последние тенденции обнаруживают причастность пермского искусства и культуры к постмодернизму.

Реалистическая школа живописи в Перми связана с именами ведущих старых мастеров - живописца Олега Коровина (род. 1915), который начинал как оформитель театральных постановок, пейзажиста и журналиста Анатолия Тумбасова (1927-2002), начинавшего в 1950-х годах с промышленных пейзажей и народного художника России Евгения Широкова (род. 1931). К реалистическому направлению принадлежат также более молодые художники-пейзажисты В. Жданов, И. Лаврова, Л. Баранова, А. Трубин, Е. Шелонников. Эти художники активно принимают участие в деятельности пермского отделения Союза художников.

Е. Широков, профессор Пермского государственного института искусств и культуры с 1993 года, создал собственную школу живописи. На протяжении 90-х годов в помещениях центрального выставочного зала с определенной периодичностью проходят персональные выставки, выставки его учеников, студентов-дипломников отделения живописи ПГИИК. Реалистическая школа в лице Е. Широкова является востребованной государственными органами власти. Деятельность школы Широкова поддержана на уровне Администраций Перми и Пермской области - финансируется организация и проведения выставок. Так же в 2001 году Е. Широков получил городской заказ на создание галереи портретов пермских градоначальников. В мае 2002 года эта экспозиция открылась в малом зале здания администрации города Перми.

Академическая живопись в Перми пользуется спросом у зрителя, но существует по инерции, без особого развития, поддерживается государством. Существует материально-техническая база: мастерские, государственные стипендии и премии, государственный заказ. Пермские искусствоведы ориентированы на восприятие реалистической живописи и скептически относятся к новым формам и течениям в искусстве, к постмодернизму в целом.

К неоавангардизму можно отнести все течения в пермском искусстве, выходящие за рамки академической живописи. Деятельность художников-авангардистов отчасти связана с работой Пермской организации Союза художников России. В 1990-е годы творческий потенциал Союза художников определяет поколение 45-50-летних мастеров, которые уже не испытывали такого идеологического давления, выпавшего на долю более старшего поколения. Их творчество складывалось, в основном, в 1980-е годы. Их переход к другому качеству искусства, к независимости от идеологии, проходил не столь болезненно, как у нынешних 70-летних представителей академической школы. Условно внутри пермского авангарда можно выделить несколько составляющих: нон-конформизм, экспрессионистские тенденции, неомифологизм и синтетические опыты, связанные с новыми технологиями.

Движение нонконформистов в Перми представляет Александр Репин, поддержавший данную идею с конца 70-х. В работах этого художника, по мнению некоторых исследователей, можно проследить зарождение современных форм художественного творчества. До 1991 года его формотворчество вызвало неприязнь у многих членов выставкома, в число которого входили представители власти. Ряд произведений 1970-х годов из серии "Предупреждение" экспонировался на выставке "Эпоха. Власть идей. Художник.", которая проходила с ноября 1998 по март 1999 гг. в Пермской Государственной художественной галерее. Бескомпромиссность Репина, его отстаивание права на свободу выбора привлекли к нему молодых художников - Николая Зарубина, Мацумаро Хана, Вячеслава Смирнова и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Искусство второй половины Нового царства
Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического» и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилил ...

Музыкальная культура в Башкортостане
Профессиональное музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкальное творчество, формируется в 1-й половине. XX в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчес ...

Как мишка повлиял на прогресс науки
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурально ...