Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Другая культура » Современное искусство Перми в общероссийском культурном контексте 1990-х » Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов

Страница 1

Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно принадлежности авторов к тем или иным художественным течениям, обозначив лишь основные тенденции.

На основе изученных источников можно выделить три главные напрвавления в искусстве Перми 1990-х годов: реалистическая живопись, неоавангардизм и связанные с ним новые формы современного искусства - видеоарт и медиа-искусство. Последние тенденции обнаруживают причастность пермского искусства и культуры к постмодернизму.

Реалистическая школа живописи в Перми связана с именами ведущих старых мастеров - живописца Олега Коровина (род. 1915), который начинал как оформитель театральных постановок, пейзажиста и журналиста Анатолия Тумбасова (1927-2002), начинавшего в 1950-х годах с промышленных пейзажей и народного художника России Евгения Широкова (род. 1931). К реалистическому направлению принадлежат также более молодые художники-пейзажисты В. Жданов, И. Лаврова, Л. Баранова, А. Трубин, Е. Шелонников. Эти художники активно принимают участие в деятельности пермского отделения Союза художников.

Е. Широков, профессор Пермского государственного института искусств и культуры с 1993 года, создал собственную школу живописи. На протяжении 90-х годов в помещениях центрального выставочного зала с определенной периодичностью проходят персональные выставки, выставки его учеников, студентов-дипломников отделения живописи ПГИИК. Реалистическая школа в лице Е. Широкова является востребованной государственными органами власти. Деятельность школы Широкова поддержана на уровне Администраций Перми и Пермской области - финансируется организация и проведения выставок. Так же в 2001 году Е. Широков получил городской заказ на создание галереи портретов пермских градоначальников. В мае 2002 года эта экспозиция открылась в малом зале здания администрации города Перми.

Академическая живопись в Перми пользуется спросом у зрителя, но существует по инерции, без особого развития, поддерживается государством. Существует материально-техническая база: мастерские, государственные стипендии и премии, государственный заказ. Пермские искусствоведы ориентированы на восприятие реалистической живописи и скептически относятся к новым формам и течениям в искусстве, к постмодернизму в целом.

К неоавангардизму можно отнести все течения в пермском искусстве, выходящие за рамки академической живописи. Деятельность художников-авангардистов отчасти связана с работой Пермской организации Союза художников России. В 1990-е годы творческий потенциал Союза художников определяет поколение 45-50-летних мастеров, которые уже не испытывали такого идеологического давления, выпавшего на долю более старшего поколения. Их творчество складывалось, в основном, в 1980-е годы. Их переход к другому качеству искусства, к независимости от идеологии, проходил не столь болезненно, как у нынешних 70-летних представителей академической школы. Условно внутри пермского авангарда можно выделить несколько составляющих: нон-конформизм, экспрессионистские тенденции, неомифологизм и синтетические опыты, связанные с новыми технологиями.

Движение нонконформистов в Перми представляет Александр Репин, поддержавший данную идею с конца 70-х. В работах этого художника, по мнению некоторых исследователей, можно проследить зарождение современных форм художественного творчества. До 1991 года его формотворчество вызвало неприязнь у многих членов выставкома, в число которого входили представители власти. Ряд произведений 1970-х годов из серии "Предупреждение" экспонировался на выставке "Эпоха. Власть идей. Художник.", которая проходила с ноября 1998 по март 1999 гг. в Пермской Государственной художественной галерее. Бескомпромиссность Репина, его отстаивание права на свободу выбора привлекли к нему молодых художников - Николая Зарубина, Мацумаро Хана, Вячеслава Смирнова и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Конец рады
В 1560 году правительственный кружок Селивестра и Ада­шева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале. Разногласия и взаимные неудовольствия явились причи­ной логического завершения. Значительное место придавалось и случ ...

Пьеро делла Франческа
Крупнейшим мастером середины 15 в. в Средней Италии был Пьеро делла Франческа (ок. 1410/20—1492). В своей живописи он особенно четко сформулировал идеи ренессансного художественного мышления, исходившего в своем развитии из рационалистиче ...

Проблема «лица» и «маски» в «Максимах» Ларошфуко
Игра - универсальная категория культуры, определяющая специфику как человеческого существования, так и отражающего его искусства. В разные эпохи роль «игрового элемента» (Й. Хейзинга) как моделирующего фактора культуры различна. Для культ ...