"Спецэффекты" Печенкина произвели "сенсацию" на одном из московских (октябрь 1983 г.) показов поэмы: эстрадные сценографы живо заинтересовались технологической спецификой видеоряда, подозревая наличие дорогостоящей лазерной аппаратуры, но никак не проекторов "Свитязь-Н". Впрочем, и художественный аспект слайд-поэмы был оценен, в частности, корифеем московского авангарда Франсиско Арана Инфанте (1943), который, по приглашению П. Печенкина, приехал на пермский областной семинар творческой молодежи и побывал на премьере "Кадриорга" - в январе 1982 года.
Очередной прокат слайд-поэмы - 7 сентября 1984 года в кафе "Театральное" - задумывался как начало новой программы под общей рубрикой "Синтез в искусстве ХХ века". Но неожиданно стал последним. Дальнейший показ "Кадриорга" был запрещен97.
Сегодня подобные синтетические эксперименты и проекты перешли в область медийной культуры. Медиа-арт как таковой представляет собой смешение разнородных направлений с привлечением в них возможностей телекоммуникаций любого уровня и является на сегодняшний день наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением в искусстве.
Видеоарт и медиа-арт являются наиболее современными формами деятельности художников. Самыми яркими представителями этого направления в Перми можно назвать Сергея Тетерина (род. 1969) и Андрея Михайлова (род. 1972). Художники работающие в этом направлении называют себя медиа-художниками или медиа-артистами. Суть этого художественного явления состоит в том, что художник не ограничен рамками одного холста. Рабочей поверхностью могут выступать любые материалы, в том числе и экраны компьютеров, при помощи которых создаются до последнего времени невозможные и своеобразные работы. Медиа-арт это искусство существующее вместе в современными компьютерными технологиями и телекоммуникационными возможностями и различными медиа.
У российского медиа-арта, по мнению пермского медиа-художника Сергея Тетерина, есть одна проблема: все медиа-художники и критики медиа-искусства сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В крупных же нестоличных городах, таких как Пермь, художественная интеллигенция совершенно не информирована об этом направлении современного искусства.
Среди пермских художников, включившихся в движение медиа-арта стоит отметить следующих авторов: Андрей Михайлов, Олег Кириллов (род. 1976), Алексей Шеремет, Дмитрий Землянин (род. 1972), Андрей Кошкин - все они объединились в 2002 году для проведения первого в Перми "Фестиваля электронного искусства и медиа-арта", который проходил в январе-феврале 2002 года в пермской государственной областной библиотеке им. А.М. Горького.
Творчество этих художников в рамках данного фестиваля оформилось в концептуальный эксперимент - инсталляцию электронных работ, по законам театрального перформанса, наполненное светом, музыкой, тонкими вибрациями чувств и переживаний участников акции - актеров и зрителей. Графические работы А. Михайлова из серий "Сфероиды" и "Мандалы Нового Века" выполненные исключительно при помощи компьютера создают ощущения присутствия зрителя внутри некой сферы наполненной различными оттенками цветов. О. Кириллов, автор работающий с анимацией и видеоартом, позволяет зрителю окунуться в мир виртуальной реальности с возможность передвижения и полетов по нему - работы из серии "Nucleart".
Главная цель художников- познакомить зрителя с электронными работами пермских компьютерных и сетевых авторов - тех, для кого компьютер стал основным инструментом художественного творчества. При этом, планируя процессы, которые должны были произойти на фестивале, организаторы исходили из принципиальных соображений:
Электронные работы не всегда разумно транслировать на традиционные носители (бумага, винил и т.д.), в этом случае они теряют изрядную долю своего воздействия на зрителя. Отсюда - выбранный основным на фестивале метод показа работ - электронные проекции (посредством видеопроектора или компьютерных мониторов).
Похожие статьи:
Азербайджанские ювелирные изделия
В 1957 году в Музее истории Азербайджана был создан фонд драгоценных металлов, в котором собрано около 500 изделий, созданных лучшими мастерами - ювелирами, начиная с XI века до нашей эры. Коллекция фонда состоит, главным образом, из наци ...
Культура дворянской усадьбы
Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею по ...
Кант
Выше упоминалась роль неокантианства, в частности, марбургской школы, для мыслящей молодежи начала десятых годов. О причинах популярности в этой среде Марбургской школы специально говорит в «Охранной грамоте» Пастернак, в качестве одного ...
Разделы