Живопись Азербайжана

Другая культура » Живопись Азербайжана

Страница 1

Современное искусство Азербайджана пришло на смену богатому и самобытному художественному наследию тысячелетий. Традиции изобразительного искусства Азербайджана восходят к далеким временам. Одна из наиболее богатых коллекций наскальных рисунков в мире - Гобустан - наиболее древний памятник изобразительного искусства. Более 4.000 рисунков Гобустана воссоздают сцены охоты, жатвы, ритуальных танцев. Самые древние из рисунков датируются VIII-VII тысячелетием до нашей эры. Кроме Гобустана, в Азербайджане также обнаружены древние наскальные рисунки на горе Гемигая, за которую, по преданию, зацепился ковчегом Ной во время всемирного потопа, а также в Кельбаджарском районе.

О богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании, средневековая керамика Байлакана и Гянджи. Об этом напоминают средневековые мавзолеи Нахичевани и Ширвана с их ажурной резьбой и красочными изразцами, изящные ткани Шеки и Шемахи, затейливые узоры казахских, карабахских и кубинских ковров, полные экспрессии и декоративной выразительности средневековые тебризские миниатюры, тонкая каллиграфическая вязь рукописей.

Миниатюрная средневековая живопись (книжная иллюстрация) азербайджанского народа входит в сокровищницу мировой культуры. Выдающееся художественное явление мировой культуры - тебризская школа XVI века. В Тебризе, рядом с местными художниками, плеядой разносторонне одаренных мастеров, возглавляемых Султаном Мухаммедом, работали его сын Мирза Али, а также Бехзад, Шейх-заде Хорасани, Ага Мирек Исфагани, знаменитые каллиграфы Шахмахмуд Нишапури, Дуст Мухаммед и другие. В Султанийе работал Мир Муссевир с сыном Мир Сеидом Али. Среди всех рукописей "Шахнаме" и "Хамсе", выполненных художниками ширазской, гератской, бухарской, казвинской, исфаганской школ XIV-XVII века, общепризнанными шедеврами считаются рукопись "Шахнаме" 1527-1537 года и знаменитый лондонский экземпляр "Хамсе" Низами 1539-1543 года, созданные Султаном Мухаммедом и художниками его школы. Примечательна "Золотая цепь" Джами, в изготовлении которой принимали участие ардебильские мастера. Миниатюры того времени окунают нас в поэтику окружающего мира, поражая теплыми и интенсивными красками, идеализированными фигурами людей, красотой живой природы. С последней четверти XVI века появляются миниатюры на отдельных листах, рисунки животных, птиц, цветов, портретные работы.

Многолетние ирано-турецкие войны XVII века и междоусобные войны азербайджанских ханств в XVIII веке тяжело отразились на культуре. Однако, несмотря на сокращение строительства, возникают новые типы жилых зданий, резные и наборные деревянные украшения, декоративная роспись фасадов и интерьеров домов. Восхищают росписи дворца Шекинских ханов и дома Шекихановых в Нухе (Шеки), дома Мехмандарова в Шуше и многие другие. Монументальные стенные росписи Шекинского ханского дворца воплотили неисчерпаемое богатство фантазии, тонкость эстетического вкуса народа, его представления о прекрасном.

За период с XVII по XIX века азербайджанские мастера продолжают создавать миниатюры. В экспозиции Азербайджанского Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева в городе Баку демонстрируется азербайджанская станковая и книжная миниатюра XVII-XIX века, лаковая миниатюра XVIII-XIX века. В XIX веке в изобразительном искусстве Азербайджана - под влиянием Европы - появляются реалистические веяния. В произведениях живописи и книжной графики XIX века миниатюры нередко сочетаются с реалистической трактовкой образа. Это особенно ярко сказалось в творчестве художников XIX века - портретиста Мирза Кадыма Иревани (1825-1875), поэта и музыканта Мир Мовсум Навваба (он иллюстрировал свои сочинения красочными рисунками, портретами), Аббаса Хусейни, талантливой поэтессы и художницы Натаван, также украшавшей свои стихи лирическими изобразительными мотивами. В их произведениях, выполненных в духе миниатюры, преобладают черты европейской живописи, перспектива, светотень.

Далее реалистические формы изображения с влиянием миниатюры нашли развитие в творчестве азербайджанских художников начала XX века - тонкого, проникновенного живописца-лирика Бехруза Кенгерли, мастера сатирической графики Азима Азимзаде. Художник Алибек Гусейнзаде создал в начале XX века жанровые картины ("Азербайджанская семья"), пейзажи ("Мечеть в Биби-Эйбате"), портреты ("Портрет Шейх-уль-ислама") масляными красками.

Особенно плодотворным было творчество живописца из Нахчывана Бехруза Кенгерли (1892-1922). За свою недолгую жизнь, благодаря необыкновенно плодотворному трудолюбию, Кенгерли сумел создать сотни пейзажей и портретов. В совершенстве владея техникой как акварельной, так и масляной живописи, Кенгерли с любовью изображал в пейзажах горы, равнины, памятники архитектуры Нахчывана. Портретная галерея Кенгерли представляет исключительную художественную ценность.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Принципы китайской живописи
Искусство, как и религия, имеет своим предметом внутреннюю реальность. Художник раскрывает внутреннюю, а не внешнюю сторону жизни. В этом отношении он подобен мистику, но мистик ищет "жизнь изобильную", а художник становится тво ...

Икона и иконопочитание
Как правило, в храме имеется несколько чтимых икон. Они выделяются особым кивотом. Всегда можно заметить, что к этим иконам больше обращаются, перед ними стоит больше свечей. Московский обычай таков: перекреститься два раза, поцеловать ик ...

Эглиз де Сен-Сюльпис. Церковь Святого Сюльпиция
На участке между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен в Париже высится асимметричное здание церкви Сен-Сюльпис. Строительство ее в дошедшем до нас виде было начато в середине 17 века и продолжалось в течение почти 134 лет. Основная ...