Античность

Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры

IV в. н.э. - христианство.

Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит своими корнями в эпоху античности.

Характеристики античной культуры:

Полис - центральная форма, образующая культуру античности, человек существует только в рамках полиса

Состязательность (особенно художественные состязания) и диалогичность (умение вести беседу)

Космологичность (космос для античного человека противостоит хаосу), есть макро и микро космос

Антропоцентризм - сводится к гармонии духа и тела

Красота - явление духовного порядка, следствие организации космоса, тождественна добру

Понятие меры (она едина и неделима, характеристика совершенства)

Соотношение и разрыв идеала и его реального воплощения

Средние века

Этот термин появляется в эпоху Возрождения и означает период времени между важными веками, т.е. темные века.

Христианская культура приходит на смену античной. Христианство возникает как вызов всей античной культуре. Римская культура – мифологическое упрощение греческой культуры. На момент возникновения христианства религия предстает в форме контрактных отношений (жертва богу – требование помощи). Церкви как отдельные института не существовало. Религиозный плюрализм: множество религиозных верований и богов. Христианство утверждает бога как единого. У римлян боги обладали человеческими качествами (женились, изменяли). В христианстве бог трансцендентен (не принадлежит этому миру). Бог находится вне времени (нельзя сказать, что было до создания богом мира). Бога никто и никогда не видел. Он един, но троичен (существует в трех лицах). Антология – учение о бытии. Зло – категория нравственности, а не антологическая. Бог не создал зла, но создал человека. Человек был предназначен для вечной жизни, бог его создал бессмертным. Но вкусив запретный плод человек стал смертен. Библия рассказывает, как человек пришел в мир, и сам стал другим. Если до вкушения плода он мог выбирать между грехом и добром, то после вкушения он впал в грех. Природа человека стала другой. Дети Адама и Евы стали другими в отличие от родителей. Теперь человек потерял бога (а Адам Ева общались с ним напрямую). Теперь вынужден искать его и создает храм. 2 результата грехопадения: человек стал смертен и попал в нравственное рабство греха. Бог сам находит человека в образе Христа, который избавил человека от результатов грехопадения. Христианство приносит в культуру понятие линейности истории. Есть начало (рождение человека), развитие и конец (страшный суд, на котором решается судьба человека). У жизни человечества есть смысл. Не только чья-то жизнь имеет смысл, но совокупность всех жизней. Спасенный – тот, кто может напрямую общаться с богом, кто верил при жизни в бога. Ощущение человека перед богом – стыд, неудобство.

Похожие статьи:

Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв
Христос восседает на радуге в середине округлой светоносной мандорлы, которую возносит на небо четверица Ангелов. В барабане купола на восточной стороне стоит Богородица с распростертыми в молитве руками между Архангелами Михаилом и Гаври ...

Кельтская мифология и формирование мировой культуры
Любое объективное исследование в области развития мировойкультуры является бессмысленным без затрагивания источников этогоразвития,более того,некоторые культурные достижения из далекогопрошлого так и остались не до конца понятыми и уж тем ...

Венская оперетта 20 в
В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (189 ...