Периодизация VI-V вв. до нашей эры - IV - V в. нашей эры
IV в. н.э. - христианство.
Античность и христианство столпы современного генезиса. Эпоха Возрождения центрируется вокруг возвращения к античности. Европейская цивилизация уходит своими корнями в эпоху античности.
Характеристики античной культуры:
Полис - центральная форма, образующая культуру античности, человек существует только в рамках полиса
Состязательность (особенно художественные состязания) и диалогичность (умение вести беседу)
Космологичность (космос для античного человека противостоит хаосу), есть макро и микро космос
Антропоцентризм - сводится к гармонии духа и тела
Красота - явление духовного порядка, следствие организации космоса, тождественна добру
Понятие меры (она едина и неделима, характеристика совершенства)
Соотношение и разрыв идеала и его реального воплощения
Средние века
Этот термин появляется в эпоху Возрождения и означает период времени между важными веками, т.е. темные века.
Христианская культура приходит на смену античной. Христианство возникает как вызов всей античной культуре. Римская культура – мифологическое упрощение греческой культуры. На момент возникновения христианства религия предстает в форме контрактных отношений (жертва богу – требование помощи). Церкви как отдельные института не существовало. Религиозный плюрализм: множество религиозных верований и богов. Христианство утверждает бога как единого. У римлян боги обладали человеческими качествами (женились, изменяли). В христианстве бог трансцендентен (не принадлежит этому миру). Бог находится вне времени (нельзя сказать, что было до создания богом мира). Бога никто и никогда не видел. Он един, но троичен (существует в трех лицах). Антология – учение о бытии. Зло – категория нравственности, а не антологическая. Бог не создал зла, но создал человека. Человек был предназначен для вечной жизни, бог его создал бессмертным. Но вкусив запретный плод человек стал смертен. Библия рассказывает, как человек пришел в мир, и сам стал другим. Если до вкушения плода он мог выбирать между грехом и добром, то после вкушения он впал в грех. Природа человека стала другой. Дети Адама и Евы стали другими в отличие от родителей. Теперь человек потерял бога (а Адам Ева общались с ним напрямую). Теперь вынужден искать его и создает храм. 2 результата грехопадения: человек стал смертен и попал в нравственное рабство греха. Бог сам находит человека в образе Христа, который избавил человека от результатов грехопадения. Христианство приносит в культуру понятие линейности истории. Есть начало (рождение человека), развитие и конец (страшный суд, на котором решается судьба человека). У жизни человечества есть смысл. Не только чья-то жизнь имеет смысл, но совокупность всех жизней. Спасенный – тот, кто может напрямую общаться с богом, кто верил при жизни в бога. Ощущение человека перед богом – стыд, неудобство.
Похожие статьи:
Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России
В отличие от произведений некоторых других французских писателей Нового времени, современников Лафонтена (Ж.-Б. Мольера, Н. Буало, Б. де Фонтенеля, Т. Корнеля, П. Тальмана), известных в России уже в первой трети XVIII в., лафонтеновские с ...
История России как новая священная история
В противовес западным христианским обществам Святая Русь навсегда осталась верна Церкви. Дух вселенского православия преобразил ее до того, что она стала не этническим, а духовным понятием. Гласу духа, а не воплям плоти и крови внимала Ру ...
Фазы творческого процесса
Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-
яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на ...

Разделы