“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Другая культура » “Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Страница 2

Советы и наставления отца охватывают все значительные сферы жизни благородной девицы XVII века. “Совет” включает несколько глав, для краткости обозначенных ключевыми словами: религия, муж, дом, семья и дети, дружеские , развлечения и др. Первый же предмет, достойный внимания и обсуждения, — религия. Такой акцент не случаен. Действительно, наиболее доступной и социально признанной сферой самовыражения женщины в английском обществе XVII века являлся мир религиозного благочестия и набожности. Историк Сара Мендельсон называет религиозность особым талантом женского пола . Более того, для широкого круга женщин мир религиозного благочестия являлся сферой социализации, характерным способом восприятия собственного жизненного опыта сквозь призму текстов Священного Писания. В системе патриархальных отношений религия являлась наиболее привлекательной и, одновременно с этим, контролируемой сферой социальной активности женщин.

“Совет” раскрывает наиболее общие представления о женской религиозности, соответствующие идеалам патриархальной системы. Лишь в нескольких отрывках трактата благородные дамы служат образчиком демонстративной и, в силу этого, бесполезной религиозности. Однако данные примеры не имеют персонифицированных характеристик и, с другой стороны, не носят обобщающего характера: речь идет о некоторых леди, чей добродетельный образ пришел в упадок. “Некоторые Леди так чрезмерно волнуются в церкви, что могли бы поклясться, что такое беспокойство им внушает червь собственной совести. Другие, напротив, бессмысленно изображают благопристойность, не имея об этом ни малейшего представления. Исключительно забавно смотреть на противоречивое выражение их лиц. Неестественная смесь благочестивого сверкания глаз и маниакального блеска даже прекрасные образы делает забавными ” . Истинная религиозность — это показатель и проявление добродетельной жизни. Приблизиться к истинной набожности можно путем отказа от страстей. При этом освобождение от страстей приводит не к бестолковому равнодушию, а к женской покорности, которая не сковывает в движениях и подобна просторным одеждам. Особое значение для становления добродетельной жизни играет чтение религиозной литературы. Лучшие книги могут стать достаточным руководством, а чтение многотомных исследований истины не обязательно для женщины.

Основная цель нормативных установлений — предупредить заблуждения и ошибки, которые может совершить молодая девушка, делая свой религиозный выбор. “Совет” служит практическим руководством в распознавании истинной религии.

Противоречивая религиозная атмосфера в Англии XVII века ярко проявляется на страницах “Совета”. Автор выступает последовательным сторонником англиканской традиции. Он не называет открыто своих оппонентов, но в наставлениях дочери дает им подробную описательную характеристику. Все, что связано с сектантской традицией, лежит вне сферы истинной религии, поэтому в трактате особо подвергается критике религиозность, конфликтующая с народными верованиями, разоблачается агрессивность сектантской идеологии7 .

Психологический экскурс позволяет автору указать дочери на те качества характера, которые способны разрушить и извратить истинную набожность. Упадок истинной религиозности происходит тогда, когда люди действуют во имя собственных интересов, прикрываясь чувством религиозного долга, а также позволяют доминировать личному нраву и страстям в вопросах веры. Так, холерик непреклонно суров с тем, кто противоречит ему во взглядах. Он признает агрессивность божественной добродетелью и далек от понимания природной болезненности своего религиозного порыва. Меланхолики и флегматики связывают свои представления о набожности с замкнутым и суровым образом жизни, выступают против невинных развлечений жизни, привнося во все сферы жизни характерные запреты8 . Избежать подобных отклонений можно лишь опираясь на понятия нравственности и признания врожденного единства религии и природы. Настоящая религия не выступает против нашей природы, а облегчает груз страстей и ошибок, которые совершает человек. Настоящая религия прочно объединена с добродетелью и намерена всегда действовать при помощи доброго нрава. Религия не нуждается в аргументах в свою пользу, заимствованных вне ее самой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Неорусский стиль
Типичным примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое нар ...

Структура культуры
Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, те ...

Искусство Ассирии
Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство ...