“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Другая культура » “Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Страница 4

Cообщения Анны Клиффорд отражают центральные события в жизни стюартовского двора, политическую атмосферу Англии времени гражданской войны и периода Реставрации. Наряду с этим записи содержат подробные факты столичной и поместной жизни знатной дамы, особое значение имеют редкие упоминания об эмоциональном восприятии происходящего, толкование собственных поступков, упоминания о сфере духовных интересов.

Все события и факты, зафиксированные в дневнике, связаны не только хронологической последовательностью, но имеют внутреннюю целостность. Подобное единство проявляется в стремлении автора трактовать собственную жизнь как часть общего потока событий, а также в бессознательном желании утвердить собственную индивидуальность. В записях 1676 года леди Анна нередко обращается к событиям более чем пятидесятилетней давности. Большинство записей этого периода начинаются с описания давних событий, происходивших именно в указанные дни месяца: первый брак, рождение дочери, аудиенция короля и т.д. Столь своеобразный прием обобщения позволяет графине Пемброк увидеть глубину и значимость собственной жизни. Временная ретроспектива для леди Анны, пожалуй, один из любимых способов толкования происходящего и характеристики собственной позиции. Чтение семейной хроники Клиффорд, которую сама графиня признавала образцом для своих дневниковых записей, позволяло не только объяснять законность притязаний на наследство, но и видеть возможный объем собственной власти. Посещая свои родовые владения в Вестморленде и занимаясь их восстановлением, она непременно отмечала, сколько лет, месяцев или дней тому назад была там, подчеркивая тем самым континуитет собственной власти и прямую связь с собственностью, родовыми владениями, что по представлениям эпохи дополняло персону, придавая ей более значимые черты.

При чтении дневника нередко можно встретить свидетельства глубокой религиозности. Все происходящее, как радостные события, так и несчастья, Анна объясняет вмешательством провидения. Что бы ни происходило в реальности, все представляет собой результат действия божественной милости. Это или награда, или испытание, или наказание, в зависимости от поступков людей. Следовательно, события повседневной жизни не случайны и имеют теологическое обоснование. На страницах дневника такое восприятие действительности зафиксировано в стандартных речевых оборотах, своеобразных клише, отражающих особенности мышления автора: “by God’s Grace ”, “by God’s Providence”, “God willing”, “it pleased God”, “I thank God”, “God turned it for the best” и т.д. Значимость тех или иных событий в жизни рода, семьи, самой Анны, ее детей, внуков подкрепляется особым религиозным смыслом. Таким образом, осуществляется дублирование происходящего и погружение событий частной жизни в систему общепринятых ценностей и смыслов. Более того, апелляция к божественному всемогуществу позволяет подчеркнуть возможную автономность и духовную самостоятельность автора. Для Анны набожность — поиск высшей справедливости и соответствие этой справедливости.

В период борьбы за наследство 19 апреля 1617 г. она делает характерную пометку в дневнике о своем образе жизни. Она пишет о том, что все это время встает рано утром, располагается в саду, читая Псалтырь, и умоляет Бога быть милосердным по отношению к ней и помогать ей, как это было ранее14. Обращаясь к божественному авторитету, Анна стремится обеспечить нравственную опору, высшую легитимность своим требованиям по поводу наследования родовых земель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Английская оперетта
Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта (1836–1911) и А.Салливена (1842–1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Саллив ...

Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси
Чудо Георгия о змие. Новгородская икона. XV в. Москва, Третьяковская галерея. Историки приложили немало усилий,чтобы доискаться того реального зерна, которое лежит в основе средневековых легенд о Георгии и его изображений в средневеков ...

Государственный камерный музыкальный театр
Небольшой уютный особняк по ул. Галерной, принадлежавший на рубеже веков барону С. фон Дервизу, имеет богатую музыкально - театральную историю. В конце XIX века здесь шли спектакли “Дома интермедий”, которые ставил работавший в то время ...