Практические рекомендации для молодой леди о том, как соответствовать идеалам истинной набожности, указывают на необходимость познания религии разумом. После чего следует воспринять ее сердцем, научиться распознавать искренность и обман, а все сокровенное сохранять лишь для себя самой. В обществе следует быть тихой и смиренной, не следует поддаваться легкомыслию и крайностям .
Неоднократно добродетельный отец указывает на необходимость искреннего признания религии, в противном случае набожность будет мало результативна. А беспокойства, страдания, неприятности, душевные передряги будут неотступно преследовать, являясь прямым доказательством того, что избранный путь не соответствует образцам истинной религиозности.
Рассуждения и наставления автора отражают общие изменения в восприятии религии в английском обществе XVII века. В этот период, по словам Кейта Томаса, религия как система укоренившихся обрядов уступала путь религии, стремившейся к подчинению индивидуальной жизни нормам Божественного Писания. В этих условиях женская религиозность проявлялась в соблюдении фиксированных норм поведения, следовании социально приемлемым образцам добродетели. Одновременно женская набожность трактовалась как умение выявить ложную религиозную идею и искренне принять настоящую религию. В связи с этим религиозность, в нормативном толковании, — есть образ жизни и критерий добродетельного существования.
XVII век наряду с тенденциями индивидуализации религиозного сознания как мужчин, так и женщин сохранял прежнюю систему патриархального доминирования отца, мужа, сына. Как отмечает Мэри Киннер, заявления о духовном равенстве женщин и мужчин, участии женщин в делах местной церкви и домашнем богослужении во многом расходились с действительностью. “Развитие женщин, в первую очередь духовное, протекало под контролем мужа, даже в большей степени, чем в католической традиции”. В связи с этим сфера религиозного становилась одним из важных направлений складывания нового социального образа женщины.
Барбра Левалски в своей обширной работе, посвященной англичанкам времени правления Якова I, обращает внимание на то, что христианская протестантская идеология, концентрируясь в первую очередь на отношениях человека с Богом, предоставляла женщинам возможность свободно толковать свои действия, ссылаясь на авторитет Бога, в противовес влиянию земных патриархов.
Благородные дамы из аристократических кругов и городской среды могли формировать собственный социальный образ посредством скрытой или явной оппозиции ценностям патриархальной системы. Однако несомненно и то, что женщины сами не были свободны от влияния патриархальной идеологии, воспроизводя на практике ценности современного им мизогонистического общества. Таким образом, конфликтность статуса знатной женщины крылась в противоречии традиционных гендерных представлений патриархальной идеологии, признанных как мужчинами, так и женщинами, с одной стороны, и индивидуальных форм социального поведения женщин, с другой. Отражением подобного противоречия служат многие женские тексты.
Наиболее полную информацию о повседневной жизни женщин содержат дневниковые записи современниц. Примером такого документа могут служить дневники Анны Клиффорд графини Пемброк, Дорсет и Монтгомери (1590-1676). Эти тексты являются одним из ранних светских дневников, содержат обширную информацию о жизни английского общества XVII века, включая различные аспекты индивидуального опыта знатной дамы. По жанру записи леди Анны представляют собой поместный дневник. Оригинальные части дневника — наиболее ранние записи 1616-1619 гг., отразившие борьбу Анны Клиффорд за наследство (Ноулский дневник); записи 1650-1676 гг., посвященные ее деятельности в обширных северных владениях Клиффорд и второму браку (Кендэлский дневник); а также записи 1676 года, которые осуществлялись секретарями баронессы Вестморленда и отразили последние месяцы ее жизни. Записи, осуществленные в период между 1620-1649 гг., в большинстве своем разрозненны и утеряны, уцелевшие тексты собраны и отредактированы Д. Дж. Клиффордом, которому принадлежит полное издание дневников.
Похожие статьи:
Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
Дмитрий Солунский на коне. Стеатитовый рельеф. XI-XII вв. Москва. Оружейная палата.(Saint Demetrios de Thessalonique a cheval. Steatite sculptee en ronde bosse. XI-XHe s.s. Chambre des Armures. Moscou.)
Рельефная икона Дмитрия Солунско ...
Часослов королевы Изабеллы Кастильской. 15 век.
Один из величайших шедевров в истории рукописной книги, содержащий молитвы и песнопения суточного и годичного кругов богослужения. Дар Хуаны Энрикес, матери короля Фердинанда Арагонского, своей невестке - королеве Изабелле Кастильской. Со ...
1970е: второй сейю-бум
В конце 70х бум в мире мультипликации вознёс мужчин-сейю на вершины популярности. Первыми объединились в группу(Slapstick) Акира Камия, Тоору Фуруя и Тосиро Фурукава. Многие сейю в то время выпускали собственные альбомы, а в 1979 многие р ...

Разделы