Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
Русский живописец-маринист, мастер морского батального пейзажа.
Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в работах 1840-80-х гг., когда художник завоевывает европейскую известность. Лучшие черты его дарования: чуткое понимание эстетики возвышенного, тонкое мастерство тональной передачи света, пронизывающего толщу воды.
Родился в Феодосии. Художественные способности обнаружил в раннем детстве. Учился в Симферопольской гимназии, в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс, руководимый М. Н. Воробьевым. Первая же картина Айвазовского, появившаяся на академической выставке, - "Этюд воздуха над морем" (1835) - была замечена критикой. Через два года художник удостаивается Большой золотой медали за три морских вида и получает задание написать серию пейзажей крымских городов.
В Крыму состоялось его знакомство с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, которое способствовало возникновению у художника интереса к батальному жанру. Работы, выполненные в Феодосии, Ялте, Севастополе, Керчи, с успехом демонстрировались на выставке в Академии художеств. В 1840 году живописец командирован в Италию, где он увлеченно изучает классическое искусство и много работает. В Риме состоялась выставка его картин, показанная затем еще в нескольких городах Европы.
В Париже Совет Академии искусств присудил ему Золотую медаль. Главное, что поражало современников художника в его работах, - необыкновенная для того времени близость к натуре в передаче водной стихии. В 1844 году Айвазовский испросил разрешения вернуться досрочно в Россию и по дороге на родину устроил свою выставку в Амстердаме. По прибытии в Петербург он сразу же был возведен в звание академика и царским указом причислен к Главному морскому штабу "со званием живописца сего штаба". В течение зимы художник выполнял заказ на исполнение видов Балтики.
В 1845 году Айвазовский сопровождал экспедицию Ф. П. Литке к берегам Малой Азии и Греческого архипелага. Последующее творчество мастера в значительной мере связано с Феодосией, где он поселился и где создал многие сотни произведений. Прожив большую творческую жизнь, Айвазовский вначале отдал дань романтическому пейзажу, ярким примером которого cлужит "Девятый вал" (1850), но с годами его произведения cтановятся более строгими и суровыми.
Среди известных пейзажей, выполненных художником во второй половине века, - "Черное море" (1881), "Волна" (1889). В качестве живописца Главного морского штаба Айвазовский писал также морские пейзажи батального характера. К наиболее популярным его полотнам такого рода относится "Чесменский бой" (1848).
Художник вошел в историю города Феодосии и как значительный общественный деятель. На благоустройство родного города он отдавал много энергии и личных средств. Его усилиями основана картинная галерея, перешедшая после смерти мастера в cобственность города. В настоящее время она обладает крупнейшим собранием произведений Айвазовского.
Похожие статьи:
Колокола как памятники и помянники
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, богатые купцы, но даже зажиточные крестьяне. В разных архивах сохранилось немало сведений о таких актах благотворительности русского на ...
Происхождение богов
Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предла ...
Творчество Ф.Феллини
Режиссер родился в семье провинциального среднего класса. Отец был коммивояжером. В школе мальчик проявлял интерес только к рисованию. Подробности начала жизни Феллини запутаны. Его фильмы часто автобиографичны и содержат много воспоминан ...

Разделы