“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Другая культура » “Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Страница 5

Представительница аристократической среды, она вступает в противоречие с патриархальными традициями английского общества XVII века. Ее поведение не укладывается в традиционные конструкции женского образа. Леди Анна в конфликте с Яковом I, собственным мужем графом Дорсетом, мужскими наследниками ее отца Джорджа Клиффорда третьего графа Кэмберленда разрушает патриархальную модель социальных связей: отказывается признать право наследования за своим дядей Фрэнсисом Клиффордом, тем самым низводя авторитет завещания отца; не признает третейского решения короля о компенсации ее владельческих прав денежной суммой; вступает в конфликт с собственным мужем, осуждая его стремление к компромиссу по вопросу наследования земель Вестморленда. Однако конфликт аристократки с представителями властной и гендерной иерархии не провоцировал уничтожения сложившихся отношений, а преследовал цель повышения социального и юридического статуса женщины в отдельном случае.

После вступления в права наследования землями Вестморленда в середине века леди Анна сама способствовала воспроизводству патриархальной власти, во всяком случае ее властная позиция может быть описана в соответствии с Кендэлским дневником как патриархальная. Графиня Пемброк принимает существующие ценности и рассматривает их как источник усиления собственных позиций в социальной среде, она стремится разделить все привилегии, доступные аристократам-мужчинам (право наследования, управление территориями, формирование системы патроната и т.д.) Оценка собственных действий в дневниковых записях выражается косвенно и, как правило, содержит религиозное обоснование.

Анна Клиффорд, получившая хорошее образование (ее наставником в молодости был известный поэт С. Дэниэл), обладала глубокими познаниями библейских текстов. Нередко на страницах дневника встречаются ссылки на различные книги Библии. Наиболее широко она цитирует Псалтырь, Книгу Екклесиаста, Книгу Иова и др. Большинство цитат относятся к Ветхому Завету, который леди Анна хорошо знала и о чтении которого сообщает в дневнике. Религиозная литература была также объектом особого внимания графини. Она слушала “О Граде Божьем” Августина Аврелия, “Историю церкви” Евсевия, “Проповеди” Д. Донна, “О послании святых” и др.

Иллюстрирование или толкование обыденных событий текстами Священного Писания — явление ординарное для эпохи. При помощи этого приема Анна Клиффорд систематизирует свой личный опыт, структурирует его в соответствии с господствующими ценностями, стремясь таким образом разрешить конфликт с доминирующей патриархальной идеологией. Графиня ссылается на авторитет религиозного учения, на базе которого изначально сформировалась патриархальная модель общества.

Обращение к авторитету божественной справедливости сопровождается упоминаниями о собственных религиозных обязанностях, о своей причастности к религиозной жизни общества. Леди Анна особо выделяет факты посещения церковной службы, указывает на знакомство с архиепископом Кентерберийским, другими священнослужителями, упоминает о соблюдении церковных обрядов и праздников. Последний год жизни графиня провела в замке Брохэм, редко покидая пределы собственных апартаментов. В записях 1676 года часто встречаются сообщения о посещении замка местным пастором мистером Грэсти, который обычно по средам и воскресеньям проводил домашнюю службу для графини Пемброк и ее людей. Мистер Грэсти произносил проповедь, читал главы из Библии, пел псалмы. Домашняя служба стала неотъемлемой частью жизни 86-летней леди Анны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
У натуральной школы, отпечаток которой можно увидеть у каждого крупного писателя, пришедшего в литературу к середине XIX века, было и такое значение: обращение к физиологии жизни, ее земной стороне, что перевело присущий русскому слову ду ...

Прикладное искусство Возрождения
Эпоха Возрождения была временем блестящего расцвета итальянского прикладного искусства. Его достижения были во многом подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Уже в 14—15 столетиях «ш ...

Проблема «лица» и «маски» в «Максимах» Ларошфуко
Игра - универсальная категория культуры, определяющая специфику как человеческого существования, так и отражающего его искусства. В разные эпохи роль «игрового элемента» (Й. Хейзинга) как моделирующего фактора культуры различна. Для культ ...