“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Другая культура » “Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного

Страница 5

Представительница аристократической среды, она вступает в противоречие с патриархальными традициями английского общества XVII века. Ее поведение не укладывается в традиционные конструкции женского образа. Леди Анна в конфликте с Яковом I, собственным мужем графом Дорсетом, мужскими наследниками ее отца Джорджа Клиффорда третьего графа Кэмберленда разрушает патриархальную модель социальных связей: отказывается признать право наследования за своим дядей Фрэнсисом Клиффордом, тем самым низводя авторитет завещания отца; не признает третейского решения короля о компенсации ее владельческих прав денежной суммой; вступает в конфликт с собственным мужем, осуждая его стремление к компромиссу по вопросу наследования земель Вестморленда. Однако конфликт аристократки с представителями властной и гендерной иерархии не провоцировал уничтожения сложившихся отношений, а преследовал цель повышения социального и юридического статуса женщины в отдельном случае.

После вступления в права наследования землями Вестморленда в середине века леди Анна сама способствовала воспроизводству патриархальной власти, во всяком случае ее властная позиция может быть описана в соответствии с Кендэлским дневником как патриархальная. Графиня Пемброк принимает существующие ценности и рассматривает их как источник усиления собственных позиций в социальной среде, она стремится разделить все привилегии, доступные аристократам-мужчинам (право наследования, управление территориями, формирование системы патроната и т.д.) Оценка собственных действий в дневниковых записях выражается косвенно и, как правило, содержит религиозное обоснование.

Анна Клиффорд, получившая хорошее образование (ее наставником в молодости был известный поэт С. Дэниэл), обладала глубокими познаниями библейских текстов. Нередко на страницах дневника встречаются ссылки на различные книги Библии. Наиболее широко она цитирует Псалтырь, Книгу Екклесиаста, Книгу Иова и др. Большинство цитат относятся к Ветхому Завету, который леди Анна хорошо знала и о чтении которого сообщает в дневнике. Религиозная литература была также объектом особого внимания графини. Она слушала “О Граде Божьем” Августина Аврелия, “Историю церкви” Евсевия, “Проповеди” Д. Донна, “О послании святых” и др.

Иллюстрирование или толкование обыденных событий текстами Священного Писания — явление ординарное для эпохи. При помощи этого приема Анна Клиффорд систематизирует свой личный опыт, структурирует его в соответствии с господствующими ценностями, стремясь таким образом разрешить конфликт с доминирующей патриархальной идеологией. Графиня ссылается на авторитет религиозного учения, на базе которого изначально сформировалась патриархальная модель общества.

Обращение к авторитету божественной справедливости сопровождается упоминаниями о собственных религиозных обязанностях, о своей причастности к религиозной жизни общества. Леди Анна особо выделяет факты посещения церковной службы, указывает на знакомство с архиепископом Кентерберийским, другими священнослужителями, упоминает о соблюдении церковных обрядов и праздников. Последний год жизни графиня провела в замке Брохэм, редко покидая пределы собственных апартаментов. В записях 1676 года часто встречаются сообщения о посещении замка местным пастором мистером Грэсти, который обычно по средам и воскресеньям проводил домашнюю службу для графини Пемброк и ее людей. Мистер Грэсти произносил проповедь, читал главы из Библии, пел псалмы. Домашняя служба стала неотъемлемой частью жизни 86-летней леди Анны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Символика креста
Обычно считают, что такого рода кресты появляются после освобождения от татаро-монгольского владычества в ознаменование победы православия над мусульманством. Это мнение не выдерживает критики. Несомненно, интересующее нас явление возникл ...

Инструментальная музыка
В Древней Руси существовало два музыкальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — со ...

Неорусский стиль
Типичным примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое нар ...