В таких пословицах, как: “Без царя – земля вдова”, “Государь – батька, земля – матка”, нашло отражение не только господство патримониальных отношений феодализма, но и древнейшие отголоски культов плодородия, связывающих материальное благополучие людей с особыми взаимоотношениями между социальной властью и силами природы. Примечательно отождествление царя с солнцем (“Светит одно солнце на небе, а царь русский на земле”), что одновременно смыкается и с идеей плодородия, и с единичностью общего лидера, и с идеей вечности монархической власти.
Ряд пословиц содержит упоминание о царе как о структурообразующем первоначале: “Без бога свет не стоит, без царя земля не правится”, “Нельзя земле без царя стоять”.
Здесь политический лидер – гарант стабильности, воплощение законности и порядка. На него возлагается обязанность вершить суд, то есть выступать в роли верховного арбитра: “Правда божья, а суд царев”, “Карать да миловать – богу и царю”. Царь в народном сознании представляется надсоциальной силой, чьи решения неоспоримы абсолютно для всех: “Воля царя – закон”, “Не судима воля царская”, “Одному богу государь ответ держит”.
С одной стороны, это свидетельствует о явной незащищенности народа от властного произвола, но с другой – указывает на признание за политическим лидером права распоряжаться судьбами людей. Можно сделать вывод, что в народном сознании истинный лидер должен иметь общенациональный масштаб и быть непререкаемым авторитетом. Кроме того, небезынтересно утверждение: “Одному богу государь ответ держит”. По сути, оно выражает мысль о подчиненности деятельности политического лидера основному, хотя и юридически не закрепленному, христианскому закону. Этот закон един для всех православных, значит, существует общее моральное основание для взаимодействия и взаимооценки. Следовательно, власть царя оценивается с точки зрения соответствия моральным нормам, общим для всех. Отсюда вывод, что по народным представлениям, политический лидер хотя и занимает особое положение, но при этом является частью общества, живущего по единым правилам.
Как судья-правитель в пословицах царь наделяется положительными чертами: он проницателен (“Царский глаз далече сигает”); справедлив (“Царь помилует, царь и пожалует”); милосерден (“Бог милостив, а царь жалостлив”). В подобных чертах просматривается народный христианский идеал политического лидера: он умеет разрешать спорные вопросы; у него для этого достаточно знаний и способностей; он руководствуется общими моральными категориями справедливости.
В пословицах отразилась и недоступность царя для основной массы желающих предстать перед его судом: “До царя далеко, до бога высоко”, “До царя дойти – голову нести”. Оторванность лидера от народа оценивалась, пусть косвенно, отрицательно. Но недосягаемость царя не вредит его авторитету: “Не всяк царя видит, а всяк его знает”, “Не всяк царя видит, а всяк за него молит”. Эта отстраненность способствовала идеализации образа лидера, то есть в фольклоре представлены не искаженные черты какого-то реального монарха, а именно народные пожелания в его адрес.
У царя как идеального политического лидера был, согласно народным воззрениям, серьезный недостаток: практическая недосягаемость. Мечта рассказать самому царю о народных нуждах выразилась в таких пословицах, как: “Коли всем миром вздохнут, то и до царя слухи дойдут”; “Вызывая, и царя дозовешься”. Следовательно, идеальный лидер, согласно народным представлениям, должен знать о нуждах своего народа и действовать в соответствии с ними; то есть в идеале политический лидер должен быть выразителем общих интересов.
Похожие статьи:
Некрополь Мемфиса
О Осирис, царь обоих Египтов, Менкара, вечно живущий, рожденный небом, выношенный во чреве богини Нут, потомок Себа: твоя мать Нут, как бездна небес, простирает над тобой свои объятия. Она сделает тебя богом, повергнув в ничтожество твоих ...
Джентиле Беллини
Джентиле Беллини (1429—1507) — официальный художник Венецианской республики, в 1479—1480 гг. был в Константинополе, где исполнил портрет турецкого султана Магомета П (Лондон, Национальная галлерея). Он писал также дожей Фоскари и Вендрами ...
Донателло и его статуя Давида
Донателло (1386-1466) - великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор.
Созданные Донателло образы являются первы ...
Разделы