Образ политического лидера в русском фольклоре

Другая культура » Образ политического лидера в русском фольклоре

Страница 2

В таких пословицах, как: “Без царя – земля вдова”, “Государь – батька, земля – матка”, нашло отражение не только господство патримониальных отношений феодализма, но и древнейшие отголоски культов плодородия, связывающих материальное благополучие людей с особыми взаимоотношениями между социальной властью и силами природы. Примечательно отождествление царя с солнцем (“Светит одно солнце на небе, а царь русский на земле”), что одновременно смыкается и с идеей плодородия, и с единичностью общего лидера, и с идеей вечности монархической власти.

Ряд пословиц содержит упоминание о царе как о структурообразующем первоначале: “Без бога свет не стоит, без царя земля не правится”, “Нельзя земле без царя стоять”.

Здесь политический лидер – гарант стабильности, воплощение законности и порядка. На него возлагается обязанность вершить суд, то есть выступать в роли верховного арбитра: “Правда божья, а суд царев”, “Карать да миловать – богу и царю”. Царь в народном сознании представляется надсоциальной силой, чьи решения неоспоримы абсолютно для всех: “Воля царя – закон”, “Не судима воля царская”, “Одному богу государь ответ держит”.

С одной стороны, это свидетельствует о явной незащищенности народа от властного произвола, но с другой – указывает на признание за политическим лидером права распоряжаться судьбами людей. Можно сделать вывод, что в народном сознании истинный лидер должен иметь общенациональный масштаб и быть непререкаемым авторитетом. Кроме того, небезынтересно утверждение: “Одному богу государь ответ держит”. По сути, оно выражает мысль о подчиненности деятельности политического лидера основному, хотя и юридически не закрепленному, христианскому закону. Этот закон един для всех православных, значит, существует общее моральное основание для взаимодействия и взаимооценки. Следовательно, власть царя оценивается с точки зрения соответствия моральным нормам, общим для всех. Отсюда вывод, что по народным представлениям, политический лидер хотя и занимает особое положение, но при этом является частью общества, живущего по единым правилам.

Как судья-правитель в пословицах царь наделяется положительными чертами: он проницателен (“Царский глаз далече сигает”); справедлив (“Царь помилует, царь и пожалует”); милосерден (“Бог милостив, а царь жалостлив”). В подобных чертах просматривается народный христианский идеал политического лидера: он умеет разрешать спорные вопросы; у него для этого достаточно знаний и способностей; он руководствуется общими моральными категориями справедливости.

В пословицах отразилась и недоступность царя для основной массы желающих предстать перед его судом: “До царя далеко, до бога высоко”, “До царя дойти – голову нести”. Оторванность лидера от народа оценивалась, пусть косвенно, отрицательно. Но недосягаемость царя не вредит его авторитету: “Не всяк царя видит, а всяк его знает”, “Не всяк царя видит, а всяк за него молит”. Эта отстраненность способствовала идеализации образа лидера, то есть в фольклоре представлены не искаженные черты какого-то реального монарха, а именно народные пожелания в его адрес.

У царя как идеального политического лидера был, согласно народным воззрениям, серьезный недостаток: практическая недосягаемость. Мечта рассказать самому царю о народных нуждах выразилась в таких пословицах, как: “Коли всем миром вздохнут, то и до царя слухи дойдут”; “Вызывая, и царя дозовешься”. Следовательно, идеальный лидер, согласно народным представлениям, должен знать о нуждах своего народа и действовать в соответствии с ними; то есть в идеале политический лидер должен быть выразителем общих интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Напольная мозаика «Нильский пейзаж»
Мозаики Древней Греции и Рима не только обеспечили репертуарными прототипами и композиционными схемами целые пласты мирового изобразительного искусства, но на протяжении двадцати трех столетий оказывали огромное влияние на развитие поли ...

Искусство Древнего Египта
Искусство Древнего Египта было создано народом, который был творцом одной из древнейших культур человечества и в течение нескольких тысячелетий играл важнейшую роль в истории Средиземноморья, восточной Африки и Передней Азии. Это искусств ...

Религиозные картины
Боттичелли работал во всех текущих жанрах флорентийского искусства. Он делал фрески, росписи алтарей, тонди (круглые картины), маленькие групповые картины и маленькие религиозные триптихи. Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в ...