В народном творчестве в аллегорической форме выразилось массовое представление о роли и чертах истинного политического лидера. Следует отметить, что этот образ, несмотря на поэтическую форму выражения, довольно рационален. Фольклор демонстрирует практический, даже меркантильный подход к определению функций политического лидерства. Так, сакральной функцией лидера является защита от неблагоприятного воздействия высших, неземных сил, должная обеспечить общественное благополучие. От носителя власти требуется гарантировать стабильность и правильное руководство. Осуществление властных полномочий должно быть подчинено единому моральному закону. В чертах политического лидера присутствует набор средств управления (мудрость, справедливость, качества военачальника) и набор демократический (личное рассмотрение дел, близость к народу, обращение к нему за помощью, возвышение по заслугам, выход из низов). Неисполнение своих функций и отсутствие обозначенных черт чревато для политического лидера смещением и заменой.
В патриархальном сознании фольклорный образ частично ассоциировался с реальным монархом. В научных исследованиях такие представления о носителе власти обычно трактуются как “царистские иллюзии” и “наивный монархизм”, причем с явно негативным оттенком. Но, по сути, эти определения не раскрывают сущности явления. Так, клише “царистские иллюзии” означает лишь несовпадение образа носителя власти с реалиями, что не удивительно в условиях отсутствия общераспространенной политической информации. А определение “наивный монархизм”, видимо, указывает на отличия от убежденного монархизма; то есть акцент делается на иррациональности народной веры в созданный идеал политического лидера. В данном случае иррациональность нельзя считать определяющим критерием. Остается “монархизм” – преданность царю. Но, как показала история, народ был предан не ему, а своему идеалу. А этот идеальный образ переносился и на неформальных лидеров (например, феномен самозванства).
Видимо, следует искать иные определения, характеризующие особенности патриархального сознания. В нем сложился образ народного, массового лидера, коллективная программная установка на его функции и качества. Этот образ – продукт политического мифотворчества, миф о народном герое в политике.
Похожие статьи:
Роль древа мирового в славянской
мифологии
Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является — древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным ...
Славяне. Происхождение, отличительные особенности мироощущения
Древнейший пласт доставшегося нам культурного наследия — дохристианская культура восточных славян. Вопрос о происхождении славян до сих пор окончательно не решен. Над ним работают ученые разных специальностей: историки, археологи, лингвис ...
Русская культура X-XIII вв
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духов ...
Разделы