Образ политического лидера в русском фольклоре

Другая культура » Образ политического лидера в русском фольклоре

Страница 5

В народном творчестве в аллегорической форме выразилось массовое представление о роли и чертах истинного политического лидера. Следует отметить, что этот образ, несмотря на поэтическую форму выражения, довольно рационален. Фольклор демонстрирует практический, даже меркантильный подход к определению функций политического лидерства. Так, сакральной функцией лидера является защита от неблагоприятного воздействия высших, неземных сил, должная обеспечить общественное благополучие. От носителя власти требуется гарантировать стабильность и правильное руководство. Осуществление властных полномочий должно быть подчинено единому моральному закону. В чертах политического лидера присутствует набор средств управления (мудрость, справедливость, качества военачальника) и набор демократический (личное рассмотрение дел, близость к народу, обращение к нему за помощью, возвышение по заслугам, выход из низов). Неисполнение своих функций и отсутствие обозначенных черт чревато для политического лидера смещением и заменой.

В патриархальном сознании фольклорный образ частично ассоциировался с реальным монархом. В научных исследованиях такие представления о носителе власти обычно трактуются как “царистские иллюзии” и “наивный монархизм”, причем с явно негативным оттенком. Но, по сути, эти определения не раскрывают сущности явления. Так, клише “царистские иллюзии” означает лишь несовпадение образа носителя власти с реалиями, что не удивительно в условиях отсутствия общераспространенной политической информации. А определение “наивный монархизм”, видимо, указывает на отличия от убежденного монархизма; то есть акцент делается на иррациональности народной веры в созданный идеал политического лидера. В данном случае иррациональность нельзя считать определяющим критерием. Остается “монархизм” – преданность царю. Но, как показала история, народ был предан не ему, а своему идеалу. А этот идеальный образ переносился и на неформальных лидеров (например, феномен самозванства).

Видимо, следует искать иные определения, характеризующие особенности патриархального сознания. В нем сложился образ народного, массового лидера, коллективная программная установка на его функции и качества. Этот образ – продукт политического мифотворчества, миф о народном герое в политике.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие статьи:

Беспредметное искусство
Беспредметное искусство — завершение левого формализма по пути к отысканию «абсолютного искусства». В развитии буржуазного искусства конца прошлого столетия во все более ясных формах выявлялось стремление художников к отходу от простого п ...

Образ политического лидера в русском фольклоре
Комплекс русских народных сказок, пословиц и поговорок представляет бесценный материал для изучения отечественной политической культуры.В нем отражены архаические представления русского народа об идеальном политическом лидере, его чертах, ...

Иконное, иконописное и иконичное в творчестве Николая Клюева
И поэзия, и вся личная жизнь Клюева действительно многими самыми различными нитями связаны с иконописью. Иконы были одной из важнейших реалий его биографии: поэт родился и вырос "под иконами". В Олонецком крае, где прошло его де ...