Образ политического лидера в русском фольклоре

Другая культура » Образ политического лидера в русском фольклоре

Страница 3

То, что на практике царь не вполне соответствовал этому народному образу, в фольклоре объясняется противодействием царских приближенных и местных властей. Они, с одной стороны, умалчивают перед царем о народных потребностях: “Царю застят, народ напастят”; а с другой – извращают царскую волю: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “Царь гладит, а бояре скребут”. Налицо явные симпатии народа на стороне царя, (в сущности неизвестного, но воображаемого). Здесь косвенно выражена мысль: политический лидер, чтобы вызывать сочувствие своего народа, должен испытывать трудности, быть отчасти страдальцем, отчасти борцом и заступником.

На критику в адрес монарха народное творчество отвечало: “Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить”. Сравнительно малое количество пословиц в защиту политического лидера наводит на мысль об отсутствии большой необходимости в их появлении. Судя по всему, народный образ носителя верховной власти был явно положительным, и в массовом сознании он зачастую ассоциировался с действующим монархом.

Подтверждением осуществленного переноса позитивных представлений об идеале политического лидера на верховного правителя являются составные существительные Царь-пушка, Царь-колокол, царь-зелье. Здесь составляющая “царь” выступает характеристикой лучшего, значительного, выдающегося. Так же можно интерпретировать поговорку “С царем в голове”, одобряющую рассудительность, способность человека к самоорганизации, где это положительное качество образно названо “царем”. Следовательно, пословицы отразили народный идеал политического лидера и его персонификацию в носителе верховной власти.

Не менее ценным материалом для выявления черт признанного политического лидера располагают сказки. Традиционно их начало: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь”, причем дальнейшее повествование часто выдвигает на первый план совершенно другого персонажа. Это означает немыслимость отсутствия организационно-властного начала даже в сказочном мире. Причем олицетворяет его политический лидер.

Царь (царевич) является действующим лицом в следующих типовых сюжетных моделях: он выступает в роли верховного судьи, разрешает конфликт; он обращается к народу с просьбой, обещая вознаграждение; он дает трудновыполнимое задание;он – воин, победитель темных сил.

Функции царя в сказках, как правило, заключаются в разрешении спорных вопросов в критических ситуациях и командовании войском. В первом случае к царю прибегают как к последней инстанции: по сюжету, именно решение царя определяет судьбу сторон, оказавшихся перед сложной проблемой. Следовательно, истинный политический лидер должен уметь принимать решения, устраняющие общественные конфликты. Сказочные персонажи не оспаривают царского суда. С одной стороны, это указывает на отождествление воли носителя власти с законом, но с другой стороны, царь в сказках почти всегда действует по-справедливости. Он возвышает и награждает правых, а обманщиков и лиходеев наказывает. Это означает, что в народном сознании идеальный политический лидер должен руководствоваться принципом справедливости. Кроме того, заслуживает внимания факт, что по сюжету царь лично разбирает дело конфликтующих сторон. В этом отразилось народное желание иметь политического лидера, непосредственно знакомого с общественными нуждами и близкого к массам.

Идея близости царя и народа нашла выражение и в сюжетах, когда царь обращается к своим подданным, вне зависимости от их социального статуса и материального положения, за помощью. Так явно воплотилась мысль, что носитель власти нуждается в народной поддержке, черпает из нее свою силу. Игнорирование социальных различий при выборе царем его добровольных помощников указывает на определенную демократичность образа. Предполагается, что царь ценит личные достоинства и заслуги больше других показателей. Поэтому он щедро награждает за оказанную ему услугу. Это еще раз подтверждает справедливость царя, и, кроме того, указывает на еще одну приписываемую ему черту: верность своему слову. Царь выполняет обещанное, иногда даже вопреки своему желанию. Значит, в народном сознании истинный политический лидер должен уметь отвечать за свои слова и поступки. Слово царя – закон и для него самого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Народное и церковное искусство Древней Руси
Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья С конца X в. вследствие христианизации русская культура претерпевает большие изменения. Появляется новая культура византийского происхождения. Русская культура как бы раздваивается ...

Первый публичный киносеанс. Братья Люмьер
Париж. 28 декабря 1895 года - дата, занесенная во все календари, известная всем мало-мальски интересующимся историей кино… Холодный декабрьский вечер. Белые пушистые хлопья снега медленно падают на вымощенные мостовые, на пальто и шляпы п ...

Становление национального профессионального театра. Музыкальная жизнь
В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали акте ...