Образ политического лидера в русском фольклоре

Другая культура » Образ политического лидера в русском фольклоре

Страница 3

То, что на практике царь не вполне соответствовал этому народному образу, в фольклоре объясняется противодействием царских приближенных и местных властей. Они, с одной стороны, умалчивают перед царем о народных потребностях: “Царю застят, народ напастят”; а с другой – извращают царскую волю: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “Царь гладит, а бояре скребут”. Налицо явные симпатии народа на стороне царя, (в сущности неизвестного, но воображаемого). Здесь косвенно выражена мысль: политический лидер, чтобы вызывать сочувствие своего народа, должен испытывать трудности, быть отчасти страдальцем, отчасти борцом и заступником.

На критику в адрес монарха народное творчество отвечало: “Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить”. Сравнительно малое количество пословиц в защиту политического лидера наводит на мысль об отсутствии большой необходимости в их появлении. Судя по всему, народный образ носителя верховной власти был явно положительным, и в массовом сознании он зачастую ассоциировался с действующим монархом.

Подтверждением осуществленного переноса позитивных представлений об идеале политического лидера на верховного правителя являются составные существительные Царь-пушка, Царь-колокол, царь-зелье. Здесь составляющая “царь” выступает характеристикой лучшего, значительного, выдающегося. Так же можно интерпретировать поговорку “С царем в голове”, одобряющую рассудительность, способность человека к самоорганизации, где это положительное качество образно названо “царем”. Следовательно, пословицы отразили народный идеал политического лидера и его персонификацию в носителе верховной власти.

Не менее ценным материалом для выявления черт признанного политического лидера располагают сказки. Традиционно их начало: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь”, причем дальнейшее повествование часто выдвигает на первый план совершенно другого персонажа. Это означает немыслимость отсутствия организационно-властного начала даже в сказочном мире. Причем олицетворяет его политический лидер.

Царь (царевич) является действующим лицом в следующих типовых сюжетных моделях: он выступает в роли верховного судьи, разрешает конфликт; он обращается к народу с просьбой, обещая вознаграждение; он дает трудновыполнимое задание;он – воин, победитель темных сил.

Функции царя в сказках, как правило, заключаются в разрешении спорных вопросов в критических ситуациях и командовании войском. В первом случае к царю прибегают как к последней инстанции: по сюжету, именно решение царя определяет судьбу сторон, оказавшихся перед сложной проблемой. Следовательно, истинный политический лидер должен уметь принимать решения, устраняющие общественные конфликты. Сказочные персонажи не оспаривают царского суда. С одной стороны, это указывает на отождествление воли носителя власти с законом, но с другой стороны, царь в сказках почти всегда действует по-справедливости. Он возвышает и награждает правых, а обманщиков и лиходеев наказывает. Это означает, что в народном сознании идеальный политический лидер должен руководствоваться принципом справедливости. Кроме того, заслуживает внимания факт, что по сюжету царь лично разбирает дело конфликтующих сторон. В этом отразилось народное желание иметь политического лидера, непосредственно знакомого с общественными нуждами и близкого к массам.

Идея близости царя и народа нашла выражение и в сюжетах, когда царь обращается к своим подданным, вне зависимости от их социального статуса и материального положения, за помощью. Так явно воплотилась мысль, что носитель власти нуждается в народной поддержке, черпает из нее свою силу. Игнорирование социальных различий при выборе царем его добровольных помощников указывает на определенную демократичность образа. Предполагается, что царь ценит личные достоинства и заслуги больше других показателей. Поэтому он щедро награждает за оказанную ему услугу. Это еще раз подтверждает справедливость царя, и, кроме того, указывает на еще одну приписываемую ему черту: верность своему слову. Царь выполняет обещанное, иногда даже вопреки своему желанию. Значит, в народном сознании истинный политический лидер должен уметь отвечать за свои слова и поступки. Слово царя – закон и для него самого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Народное и церковное искусство Древней Руси
Двойственный характер музыкальной культуры Средневековья С конца X в. вследствие христианизации русская культура претерпевает большие изменения. Появляется новая культура византийского происхождения. Русская культура как бы раздваивается ...

Якопо делла Кверча
Третий из крупнейших итальянских мастеров первой половины 15 в.—Якопо делла Кверча (1374—1438), будучи по возрасту старше не только Донателло, но и Гиберти, первоначально был теснее их связан с готической традицией. Впоследствии он, однак ...

Микеланажело
Микеланджело Буонарроти (1475— 15б4) — величайший мастер Высо­кого Возрождения, создавший выда­ющиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Детство Микеланджело прошло в маленьком тосканском городке Ка-презе близ Флоренции. Юн ...