Царь может дать трудное задание, угрожая карой за неисполнение. Как правило, персонаж-исполнитель и не предполагает возможности не подчиниться. Здесь нашло выражение отождествление приказа носителя власти с нерушимым законом. Но в то же время исход неизменно благоприятен для послушного персонажа: ему сопутствует удача, и полагается награда. Таким образом косвенно отразилась идея взаимного обязательства между верховной властью и народом: народ обязан повиноваться ее постановлениям, но взамен должен получать явную выгоду.
Исполнивший царское задание получает именно ту награду, которая была обещана; чаще всего это материальные блага или вхождение в царскую семью, влекущее наследование царства. Следовательно, в фольклоре обладатель личных качеств победителя естественно претендует на роль политического лидера.
Победа, чаще всего военная, должна быть одержана над злыми сверхъестественными силами. Преодоление этих сил наделяет победившего правом на власть. Эта власть предполагает и защиту государства от врагов (именно поэтому потенциальный царь в сказках проходит проверку на боеспособность). Умение обеспечить покой жителям своей страны – одно из важнейших для политического лидера. Согласно сказочным сюжетам, царь (царевич) в качестве предводителя войска или обороняет страну, или предпринимает военные походы за ее пределы. И то, и другое он делает с успехом. Значит, в патриархальном сознании настоящий политический лидер должен обладать способностями главнокомандующего. Кроме того, борьба с темными силами имеет сакральный смысл: лидер государства выступает защитником от всего нечистого, неправославно-христианского.
Царя, не соответствующего вышеуказанным критериям, в сказках ожидает расплата: его сменяет другой, более отвечающий народным представлениям об истинном политическом лидере. Это означает, что в массовом сознании присутствовала мысль о возможности замены политического лидера в случае его неспособности выражать народные интересы. Следовательно, политическим лидером может быть лишь тот, кто этого заслуживает, в силу обладания особыми качествами и осуществления приписываемых ему функций.
Необходимо сделать замечание по поводу половозрастного и семейного положения политического лидера в русском фольклоре. Это обязательно мужчина, достигший определенной зрелости. Наличие супруги – непременный атрибут. Это не только повышает в глазах народа престиж любого мужчины (“Не женат – не человек”), но и способствует упрочению стабильности, так как гарантирует продолжение рода, а для царя – династии. В сказках жена главы государства часто наделена многими добродетелями, (что, видимо, добавляет штрихи к его положительному образу), но в дела не вмешивается. Царь обычно имеет детей, обеспечивающих возможность престолонаследия. В такой форме народное сознание выразило идею преемственности политической власти: члены одной семьи подразумеваются схожими по своим личным достоинствам и способам управления государством.
Подводя итоги предпринятой попытки анализа русского фольклора, можно сделать вывод, что в нем сложился положительный образ политического лидера. Он назван царем (царевичем) и наделен особыми полномочиями и чертами. Существование мира и государства без него немыслимо. Царь является связующим звеном между Небесной и Земной сферами, проводником божественной высшей воли и одновременно ответчиком перед ней за благополучие своего народа. Царь – гарант стабильности государства, надсоциальная сила, воплощение закона для всех, верховный арбитр, выразитель общих интересов. Он мудр, проницателен, справедлив и милосерден. Противодействие царских слуг и местных властей не дает царю в полной мере проявить заботу о народе. При личном рассмотрении спорных дел царь выносит исключительно справедливые решения: награждает за заслуги и карает за обман, жестокость, присвоение чужого. Царь не может обойтись без народной поддержки. Он способен оценить по достоинству оказанную ему услугу, возвысив помощника вне зависимости от его социального статуса. Исполнитель царского задания сам может претендовать на верховную власть в государстве. Царем становится только победитель; зачастую победу требуется одержать не над простым войском, а над темными антихристианскими силами. В частной жизни царь должен иметь традиционную для патриархального уклада семью.
Похожие статьи:
Становление и развитие национального азербайджанского театра
Более чем вековая история азербайджанского драматического театра - это славный путь становления и развития самобытного национального искусства, имеющего богатейшие и яркие традиции. На протяжение всей истории азербайджанский театр был впл ...
Актуализация современного искусства в России
Начиная с 1988 года, во многих больших городах страны начали функционировать многочисленные художественные галереи, во главе которых становилось одно лицо или группа лиц, они формировали рынок, собирали коллекции, активно влияли на вкусы ...
Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов
Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании ХХ века. Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы со ...
Разделы