Ломоносов и основание Академии художеств

Другая культура » Ломоносов и основание Академии художеств

Страница 5

Борьба за изъятие «художеств» из ведения Академии наук продолжалась более тридцати лет. Старая Академия художеств перестала существовать ' лишь в 1766 р. Чем же объясняется девятилетнее параллельное пребывание в Петербурге двух академий художеств?

После учреждения Московского университета и открытия в нем «класса художеств» позиция Разумовского, ранее разделявшего точку зрения

Носова о необходимости «отрешения излишеств от Академии», изменилась. В апреле 1757 г. Разумовский прислал из своей глуховской резиденции в Канцелярию Академии ордер, в котором говорилось: « .попечения требует и Академия художеств, которой уже довольное основание положено при Академии». И чтобы привести Академию художеств «в самое лучшее и цветущее» состояние, Разумовский назначает ее директором Штелина и распоряжается приискать за границей первоклассных мастеров-живописцев и гравера («как для обучения юношества, так и для издания высочайших портретов и исторических купферштыхов и виньетов при книгах»).

В этой ситуации М. В. Ломоносов уже не мог требовать «отрешения излишеств» от Академии. В представлении 1758 г. он настаивал лишь на составлении «особливых регламентов, инструкций и штатов для разных департаментов Академии наук», в том числе и для Академии художеств. И в том же 1758 г. Штелин составил Регламент. Президентом Академии художеств в нем назван К. Г. Разумовский, директором — Я. Штелин. Поскольку Регламент был разработан как раз в то время, когда при Московском университете учреждалась новая Академия художеств (устроенная на первых порах в Петербурге, но называвшаяся в документах «Московской»), можно сделать вывод, что Разумовский и Штелин предполагали, что старая Академия художеств останется петербургским центром, автономно связанным с Академией наук, а новая — отправится в Москву. Поэтому когда И. И. Шувалов заказал Ж. Ф. Блонделю архитектурный проект здания Академии художеств для Москвы, то декоратору и архитектору Д. Валериани, работавшему в Академии наук, поручили разработку архитектурного комплекса академических зданий в Петербурге, включая здание Академии художеств (проект этот справедливо датируется концом 1750-х годов).

В период учреждения Московского университета и разработки планов Московской Академии художеств политическая борьба Разумовских с партией Шуваловых и, в частности, личное соперничество К. Г. Разумовского и И. И. Шувалова обострились. Президент Академии наук, ревниво следивший за действиями куратора, был не прочь, в свою очередь, стать куратором университета (например, в Батурине) и утвердиться в качестве президента Петербургской Академии художеств. Однако так называемая «Московская» Академия обосновалась в Петербурге. Ее инавгурация в качестве академии «трех знатнейших художеств», свершенная в начале нового царствования, привела в конце концов к ликвидации старой Академии художеств, сформировавшейся в подчинении утилитарным нуждам «ученого корпуса», скованной узами практицизма и не имевшей перспектив в плане развития художественной школы широкого профиля.

Идею устройства в России двух университетов и двух академий художеств выдвигал еще в 1733 г. Татищев (в записке «Об учащихся и расходах на просвещение в России», погребенной в бумагах Бирона). Татищев предлагал: «для пользы мануфактур и всяких ремесл — две академии ремесл» — обучать архитектуре, механике, живописи, ваянию, токарному и инструментальному делу. В двух академиях художеств Татищев планировал 500 учеников, намечая выписать учителей из-за границы. О судьбе своей «Записки» Татищев вспомнил в 1748 г. в письме к гр. М. И. Воронцову: «в 1733 о устроении училищ и распространении наук предложение подал, ведая, что из того великая польза государству происходит, которое хотя е. в. милостиво с благодарением изволила принять, но злостию немцев не только отвергнуто, но я в Сибирь под видом милости или пользы заводов отлучен».

Ломоносов, постоянно общавшийся в эти годы с Воронцовым и, как известно, переписывавшийся с Татищевым, не мог не знать об этих проектах. И он не только стал преемником просветительских идей Татищева, но реализовал их в конкретных учреждениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Колокола как памятники и помянники
В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, богатые купцы, но даже зажиточные крестьяне. В разных архивах сохранилось немало сведений о таких актах благотворительности русского на ...

Расин в оценке французских классиков XIX века
В своей знаменитой книге «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями» (1800) мадам де Сталь проводит сравнительный анализ древней и новой литературы. Подчеркивая превосходство последней, писательница приходит к выв ...

Наука и религия
Лжепредставления (сложились на бытовом уровне): - отождествление веры и религии, разность веры и знания. Но некоторые элементы науки берутся на веру. Наука всегда существует в общем контексте культуры. - научное мировоззрение противосто ...