Ломоносов и основание Академии художеств

Другая культура » Ломоносов и основание Академии художеств

Страница 1

Роль Академии наук в развитии русской художественной школы во второй четверти XVIII в. до сих пор недостаточно ясна и потому оценивается по-разному. Все еще не изучен процесс формирования художественно-образовательного центра в системе Академии наук. Расплывчаты хронологические границы и нет единства в обозначении этого учреждения, бурно развивавшегося в «социетете художеств и наук». Его называют: «старой Академией Художеств» (Д. Ровинский), «художественными классами» и «первоначальной Академией художеств» (Н. Врангель), «художественным департаментом» и «академией художеств» (Н. Молева и Э. Белютин), «художественными мастерскими» и «художественным отделением» (М. Алексеева).

Н. Н. Врангель разграничил так называемые художественные классы и «первоначальную Академию художеств» 1733 г., точнее — чрезвычайной конференцией на тему: «Потребна ли Академия художеств при Академии наук?» Н.М.Молева и Э.М.Белютин такой переломной датой считают 1747 г., когда академический регламент упрочил положение художественного «департамента» и, согласно ему, последний стал называться официально «академией художеств.

Не рассмотрен поныне интереснейший вопрос о борьбе, развернувшейся в Академии наук в связи с формированием в ее недрах первой Академии художеств. И потому не поставлены смежные вопросы: о роли М. В. Ломоносова в академической борьбе против «художеств», отягощавших «ученый корпус», и в основании второй Академии художеств при Московском университете; а также о причинах девятилетнего существования в С.-Петербурге двух академий художеств.

Предположение И. Э. Грабаря о том, что Академия художеств при Московском университете основана «по почину Ломоносова»— не было сколько-нибудь аргументировано и потому не получило поддержки исследователей, оставшихся при осторожном предположении, что «елизаветинская Академия» основана Шуваловым, «вероятно, не без воздействия Ломоносова» .

Возникновение и реализация идеи об учреждении Академии художеств при Московском университете издавна всецело связывались с именем И. И. Шувалова. С. П. Яремич, восторженно характеризуя деятельность придворного мецената, утверждал, что Шувалова «упорно занимала мысль о создании самостоятельного русского искусства, так же, как он лелеял мечту о самостоятельной русской науке». Но мера участия Шувалова в осуществлении его «мечты»— Московского университета — ныне определена точно. Иное — в отношении так называемой шуваловской Академии, точнее —«Московской» Академии художеств.

Смерть Петра I помешала реализации проектов А. К. Нартова и Л. Ка-равакка, предлагавших учредить специальный художественно-образовательный центр. И в соответствии с первоначальной идеей о «социетете художеств и наук» Академия художеств возникла в системе учреждений Академии наук «для возращения художеств и для обучения». Объединение это мыслилось временным. В проекте Регламента, представленном Екатерине I в конце 1725 г., говорилось, что со временем Академия художеств, как и гимназия, и университет,—«в разные собрания составятся», отделившись от Академии наук. Но, по свидетельству первых президентов, практическая потребность в граверах и рисовальщиках привела к тому, что Академия художеств на много лет стала подсобным отделением Академии наук, содержавшимся на ее средства. В 1733 г. президент Кейзерлинг объяснял, что «с начала сего основания довольно примечено было, что к надлежащему продолжению оного (Академии наук.— Е. Г.) некоторое число грыдоро-валыциков, типографщиков, словолитчиков и прочая потребно, откуду потом так называемая академия художеств произошла». И для того, как писал позднее президент Корф, «определенные на Академию наук деньги надлежало употреблять и на Академию художеств», которую Петр I «вместе с оною учредить хотел, но за скорою свою кончиною того учинить не мог».

Об открытии «академии художеств, четырми художниками украшенной» (Речь шла об архитекторах X. Марселиусе и Теслере, скульпторе К. Оснере-старшем и живописце Г. Гзеле.), было широковещательно объявлено в 1726 г. В проекте академического Регламента 1725 г. и в печатном объявлении 14 января 1726 г. разъяснялось, что Академия художеств предназначается для юношей, не способных к высоким наукам, но желающих «переимать другие художества, в житии человеческом преполезные». Но на первых порах художественное образование ограничилось лишь уроками рисования в академической гимназии, которые вел Г. Гзель. Из гимназии впоследствии и рекрутировались ученики «художеств и мастерств» (в соответствии с правилом, ставшим традиционным: «годных из академической гимназии переводить в студенты, а не годных определять к художествам»). Штат учеников начал формироваться в 1728 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Основные идеи теоретиков кино Риччотто Канудо, Л.Деллкжа, А.Базена. Анализ фильма «Гибель богов»
Фильм по праву считается одним из самых сильных антифашистских произведений. Гауптштурмфюрер СС Ашенбах (Грим) изощренно, одного за другим, улавливает в свои сети представителей могущественного сталелитейного клана фон Эссенбеков, физичес ...

Итальянский политический фильм 60-х - 70-х гг. Анализ фильма «Виридиана»
Один из лучших фильмов Бунюэля, получивший "Золотую пальмовою ветвь" на Каннском международном фестивале 1961 года. Глубоко верующая героиня фильма Виридиана (Пиналь) от всей души готова помогать нищим и убогим. Но жизнь преподн ...

Культура как предмет культурологии
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл — это содержание чело ...