Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 5

Только очередное социальное прожектерство могло довести до мысли, что воспитывать никого не надо: пусть каждый формируется сам по себе — это, мол, и есть один из признаков демократии и торжества прав человека. Но если мы имеем дело с обществом, а не с дезорганизованной массой людей, то у него обязательно существуют определенные идеалы, цементирующие его, а значит — оно неизбежно стремится ориентировать на них своих граждан. Это, конечно, не означает — заставлять, вынуждать, подавлять, это как раз означает — воспитывать, то есть стараться побудить людей проникнуться идеалами и нормами общества, в котором они живут. А уж хороши или плохи идеалы и нормы зависит от характера общества, но бороться надо с плохими идеалами, нормами и негодным обществом, а не с идеей воспитания.

Разумеется, воспитать всезнайку-вундеркинда невозможно да и не нужно. Это, действительно, пустая затея. Но в рамках использованной нами концепции личности ее всестороннее формирование (убоявшись очередных конъюнктурных нападок, мы его назвали мягче — «разностороннее») означает развитие у человека основных духовных потенциалов — созидательного, познавательного, коммуникативного, ценностно-ориентационного, - то есть привитие ему склонности творчески, а не только исполнительски относиться к своим делам, стремление постоянно обогащать свои знания, выработку потребности и навыков полноценного общения с окружающими, пробуждение способности сочетать ориентацию на сугубо личные (пусть даже — эгоцентрические) ценности, без которых человек, естественно, просто не может существовать, с истинным уважением к ценностям общественно значимым. Наконец, эта задача ориентирована и на развитие у людей умения реализовывать свои богатые духовные потенции в исполняемых ими социальных ролях.

Представляется, трудно усомниться в том, что любое цивилизованное общество остро заинтересовано в воспитании, формировании таких вот разносторонне развитых людей. И подобная задача вовсе не кажется донкихотски невероятной. Как показали проведенные ГИИ исследования, даже в нашей переживающей не лучшие времена стране существует достаточно заметный слой духовной элиты, обладающей перечисленными свойствами разносторонне развитой личности. Причем — практически среди всех категорий населения, а отнюдь не только в миру интеллигенции, как могло подуматься в первый момент. Почему же непозволительно размышлять об увеличении этого слоя? Ведь именно эти люди делают общество устойчивым и в то же время стремящимся к развитию, в силу чего формирование разносторонней личности является нашей главной стратегической задачей в социальной сфере. И искусство способно сыграть тут весьма заметную роль. В силу чего и вызывает такую тревогу положение дел с художественным образованием и воспитанием.

Несомненно, что наблюдаемые здесь негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. За последние десятилетия заметно выросла сеть государственных театров, концертных организаций, музеев и т.д., а в общем объеме контактов населения с искусством доля, связанная с этими учреждениями, сократилась, так как негосударственный сектор рос быстрее. Это означает, что государственные учреждения культуры меньше стали влиять на художественное и в целом духовное развитие жителей России. Сам по себе подобный процесс закономерен, но государство не вправе оставаться в стороне от него.

Сложившаяся в стране новая социокультурная ситуация, предполагающая свободную культурную деятельность населения как в пределах государственного сектора, так и вне его, бесспорно является нашим завоеванием. Но свобода вовсе не предполагает устранения государства от регулирования процессов в обществе. Сегодня в сфере культуры государство распространяет свое — не очень, правда, определенное — влияние лишь на подведомственные ему учреждения и организации, которые при всей их творческой независимости действуют все же в известных рамках, так или иначе проводя государственную культурную политику, пусть и весьма аморфную. Негосударственная же система распространения искусства руководствуется в большинстве своем лишь соображениями экономического характера, а отнюдь не мыслью о духовном обогащении народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Эстетические представления Лафонтена в художественной рефлексии русских писателей последней трети XVIII века
Имя Ж. де Лафонтена тесно связано с русской культурой ХVIII в., и различия в восприятии его творчества на разных этапах весьма симптоматичны. Начальный период освоения, пришедшийся на 1740-е - 1770-е гг., при всех оговорках, связан с доми ...

Роль экранизации классики в немом кино
В 1907 году в парижских газетах начинается шумная компания в поддержку идея создания фильмов с участием крупнейших мастеров театра. В этой связи упоминались имена драматургов Викториена Сарду, Эмонда Ростана, Анри Лаведена, а также ведущи ...

Монументально – декоративная пластика в ансамбле ВСХВ
Ещё одним грандиозным монументальным сооружением 50-х годов, явилась очередное открытие весной 1954 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Первое открытие состоялось еще в 1939 году. Выставка являлась существенной частью реконстру ...