Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 1

Начиная с середины 70-х годов, коллектив научных работников Государственного института искусствознания (ГИИ) периодически проводил широкие социологические исследования функционирования искусства в нашей стране. Центральной задачей этих работ было выявление роли искусства в духовном развитии личности. Для ее решения требовалось прежде всего выстроить структуру личности. И тут мы во многом опирались на идеи М.С. Кагана, высказанные им в его небольшой, но чрезвычайно емкой монографии «Человеческая деятельность». Уникальное достоинство сформулированной здесь концепции личности не только в теоретической основательности, но и — что редко бывает у теоретиков — в операциональности соображений автора, то есть в возможности перевода формулируемых постулатов на язык эмпирического исследования. Отсутствие такой операциональности у многих теоретических изысканий является одной из весомых причин существующего в большинстве областей гуманитарного знания разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Такой разрыв плох и для теоретических работ, нередко страдающих умозрительно-отвлеченными размышлениями, губителен он и для эмпирических исследований, часто превращающихся в эдакую копилку неосмысленных фактов.

В публикациях, посвященных нашим исследованиям, подробно рассказывалось, как с опорой на идеи ряда ученых — и прежде всего М.С. Кагана — была выстроена личностная структура общества из четырех духовных потенциалов (познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) и четырех социальных ролей (производственной, общественной, семейной и досуговой). По сформированности духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа:

Несформировавшиеся — это люди, у которых пока недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли.

Эклектично развитые. К этому типу были отнесены те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремится успешно выполнять только отдельные социальные роли.

Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов:

с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие свои социальные роли;

стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, однако сформирован у этой части респондентов лишь один или два духовных потенциала либо вовсе ни один не сформирован.

Разносторонне развитые. Представители этой группы отличаются тремя или четырьмя сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей.

Выделенные четыре социально-психологических типа представляют собой известную иерархию по развитости духовного мира и социальной практики людей: в первом типе ни один элемент духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором — сформированы лишь отдельные, в третьем — получил развитие один из двух блоков, духовный или социально-практический, в четвертом — в основном развиты все элементы.

Наши опросы охватывали население страны с десятилетнего возраста. Очевидно, однако, что социальные роли детей и взрослых сильно отличаются, и выбранные в данном случае аспекты мало подходят для изучения жизненной практики подрастающего поколения. Поэтому мы фиксировали духовно-ролевую структуру общества начиная с молодежи 18 лет, уже вышедшей во взрослую жизнь.

Многократно повторенные нами за последние двадцать лет исследования, охватывавшие наиболее характерные регионы и населенные пункты страны, дали представление о происходящих переменах в личностной структуре российского общества. Последний цикл исследований с середины до конца 1990-х годов включал 48 городов и сел Московского, Краснодарского, Красноярского, Орловского, Пермского, Челябинского и Ярославского регионов. Ниже приведен выявленный в этих исследованиях процент людей определенного типа в различных населенных пунктах:

Личностная структура в различных населенных пунктах во многом похожа. Основная масса жителей — эклектично развитые. В целом лучше структура в Москве: здесь меньше по сравнению с другими городами и селами несформировавшихся людей и больше односторонних и разносторонних, то есть представителей двух более развитых типов. Другие города уступают в этом отношении Москве, но превосходят села.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Итальянский политический фильм 60-х - 70-х гг. Анализ фильма «Виридиана»
Один из лучших фильмов Бунюэля, получивший "Золотую пальмовою ветвь" на Каннском международном фестивале 1961 года. Глубоко верующая героиня фильма Виридиана (Пиналь) от всей души готова помогать нищим и убогим. Но жизнь преподн ...

Орфей с берегов Тежо
В России, как и в других запиренейских странах, Камоэнс был и оставался долгое время известным только как один из самых прославленных создателей стихотворного эпоса Нового времени – в одном ряду с Данте, Тассо, Мильтоном . Величие, возвыш ...

Об искусстве Матвеева
За последние годы наши эстетические горизонты значительно расширились. Мы оценили по достоинству величие Рублева и Врубеля, перестаем подвергать сомнению ценность Родена, Трубецкого и Голубкиной. Недавно нам открылся своеобразный мир мекс ...