Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 4

Во-вторых, как показали наши исследования, технические каналы распространения искусства при всей их в принципе важной просветительской роли не в состоянии заменить контакты человека с «живым» искусством — в театре, на выставке, в концертном зале. Люди, ограничивающиеся просмотром телепередач об искусстве и почти не бывающие в учреждениях культуры заметно отстают в своем художественном развитии.

Только общеобразовательная школа способна охватить всех ребят, поэтому она была и остается главным фактором всеобщего художественного образования и воспитания.

Показательно, насколько различается личностная структура взрослого населения в зависимости от того, преподавалось ли этим людям в детстве искусство, занимались ли они в художественных кружках, студиях, специализированных школах. Этот аспект исследовался тоже только в одном регионе — Челябинском, но, думается, поученные результаты не носят локального характера.

Учитывались уроки музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а из внеклассных и внешкольных форм — кружки и студии по приобщению к музыке, кино, литературе, театру, изобразительному искусству, музыкальные и художественные школы, школы искусств. В этом плане не рассматривались уроки литературы, так как практически все обучавшиеся в школе прошли через них, и поэтому невозможно выяснить при массовом обследовании, как сказывается на развитии человека отсутствие этих уроков. Таких людей в стране по сути нет, во всяком случае они единичны.

Ниже приведен процент взрослых горожан определенного типа среди тех, кому в школьные годы преподавалось искусство, кто был вовлечен в те или иные формы внеклассной и внешкольной художественно-педагогической работы, и среди тех, кто остался в стороне от всего этого (в селах сходные результаты, но статистически менее обеспеченные в силу того, что школьные и внешкольные занятия искусством там ведутся реже и охватывают сравнительно небольшую часть детей, поэтому в нашей выборке их оказалось мало):

Картина вполне определенная. Люди, не охваченные в детстве классными, внеклассными и внешкольным формами художественно-педагогической работы, очевидно уступают в своем личностном развитии: лишь 17% из них составляют два наиболее продвинутых типа («односторонние» и «разносторонние»). У имевших уроки — 33%, у занимавшихся в кружках, студиях, специализированных художественных школах — 43%. Преимущество последних понятно. Урок искусства, если он в школе есть, обязателен для всех — и для тех, кому это интересно, и для тех, кто к ним равнодушен. Естественно, что при активном интересе эффект от занятий значительнее. Внеклассные и внешкольные формы работы, а также специализированные художественные школы охватывают в основном ребят с выраженным интересом к искусству. Так что, причина сравнительно хороших результатов внеклассной и внешкольной работы, специализированных школ скорее всего в контингенте занимающихся, хотя, не исключено, что и дело здесь было поставлено лучше.

В последнее время ведется много разговоров о том, что школа все меньше способна влиять на формирование личности ребенка. Такая достаточно обобщенная характеристика, как связь уроков искусства с духовным развитием людей, не подтверждает усиливающийся скепсис в отношении школы. Мы сопоставили личностную структуру молодежи 18-27 лет и всех тех, кто старше, но при условии, что тем и другим в школе преподавали искусство. Молодежь 18-27 лет — это продукт школы последнего десятилетия, те, кто постарше, учился в школе прошлого. И, честно говоря, неожиданно оказалось, что по личностной структуре эти две возрастные группы почти идентичны (данные о горожанах, в%):

Незначительные различия касаются двух наименее продвинутых типов личности («несформировавшихся» и «эклектичных»), а два самых развитых личностных типа практически полностью совпадают. Так что, получается, и в прошлом и теперь уроки искусства в школе давали и дают примерно один и тот же формирующий эффект (вспомним, что не прошедшие через эти уроки заметно уступают по своей личностной структуре). Но искусства в школе становится все меньше, поэтому ее формирующая роль, действительно, снижается.

Мы постоянно шарахаемся из стороны в сторону не только в социальной жизни, но и, например, в науке тоже. Долгие годы специалисты страстно доказывали невероятные возможности воспитания человека, которого при желании вполне по силам чуть ли не полностью переделать, и пели хвалу всестороннему развитию личности, эдакому умельцу и знатоку во всех сферах человеческой практики и знания. Сегодня говорить о воспитании и всестороннем развитии нередко стесняются, списывая это на издержки тоталитарной системы, обслуживающий персонал которой подобными разговорами прикрывал выращивание не личностей, а винтиков государственной машины. Конечно, прекраснодушия и демагогии, далеких от истинного положения дел, было в системе воспитания немало, но нельзя же с водой выплескивать и ребенка. Наука и практика всех цивилизованных стран, отнюдь не страдающих тоталитаризмом и на которые мы, кстати, все время оглядываемся, весьма тщательно и основательно беспокоятся о воспитании своих граждан. Об этом свидетельствует немалое число государственных решений, научных трудов и педагогических опытов в США, Швеции, Франции, Германии, Японии и многих-многих других странах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Шартрский собор
Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ...

Система Станиславкого. Тайна вдохновения
Однажды, когда репетиция очередной постановки в Художественном театре не клеилась , когда актеры выходили на сцену пустыми, без всякого душевного подъема с потухшими глазами. Константин Сергеевич Станиславский задумался о природе актерско ...

Александр Николаевич Островский
Островский – гений русского театра, только он среди русских классиков целиком посвятил себя драматургии и организации театрального дела, начав в 40-е годы с обличительных комедий ("Свои люди – сочтемся", "Бедная невеста&quo ...