Монументально – декоративная пластика в ансамбле ВСХВ

Другая культура » Монументально-декоративная скульптура Москвы первой половины 30-50х годов » Монументально – декоративная пластика в ансамбле ВСХВ

Страница 1

Ещё одним грандиозным монументальным сооружением 50-х годов, явилась очередное открытие весной 1954 года Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Первое открытие состоялось еще в 1939 году. Выставка являлась существенной частью реконструкции столицы. Сочетание архитектуры с природным ландшафтом, а также органическая связь с общим обликом Москвы.

Выставка представляла собой величайшее собрание монументально-декоративных произведений: круглой скульптуры и рельефов. К работам по проектированию, украшению павильонов и сооружений было привлечено большое количество мастеров архитектуры и изобразительных искусств из различных республик СССР. Главным скульптором выставки был назначен Е. Вучетич.

Среди большого количества монументальных произведений искусств, хотелось бы выделить основные, наиболее известные произведения, в работах над которыми принимали участие известные и ещё совсем молодые деятели искусств.

В архитектурно-планировочном центре ансамбля, как в чаще, расположен огромный гранитный бассейн с фонтаном «Дружба народов». Водное зеркало его бассейна занимает площадь более 3700 кв. метров. Центральная скульптурная композиция возвышается на 12 метров над уровнем воды бассейна. Фонтан одетый в красный гранит, украшен позолоченными бронзовыми, аллегорическими фигурами 16 статуй –колхозниц, олицетворяющие союзные республики, которые ведут как бы грациозный праздничный хоровод вокруг колоссального снопа. В создании фонтана принимало участие большое количество скульпторов, среди них: Негина, Баландин, Монахов, Мельникова, В. Мухина, И. Чайков, З. Баженова, А. Тенета, Н. Рылеева, Х. Б. Аскар-Сарыджа, А. В. Грубе, Г. И. Мотовилов и другие. Такое количество скульпторов было обусловлено тем, что скульптор каждой союзной республики должен был представить фигуру-статую колхозницы, олицетворяющую его республику. Так например скульптор из Казахстана Х. Аскар-Сарыджа представил скульптуру колхозницы, олицетворяющую Казахскую ССР; Н. А. Грубе- фигуру «женщина Литва» и.т д.

В ряде союзных республик был объявлен конкурс среди скульпторов для украшения своих национальных павильонов. Несмотря на то, что каждый павильон был выдержан в мотивах своих национальных форм, не в каждом из них принимали участие представители данных республик. Таким примером может служить павильон Молдавской ССР, от архитектуры которого веет народностью, В круглом зале которого, в центре расположена терракотовая скульптурная группа, изображающая двух девушек-колхозниц и парня хлебороба, выполненной скульптором В. Акимушкиной. Следует отметить, что зал виноградарства, в котором расположена скульптурная группа, тонко отделан в духе молдавского крестьянского жилища.

Так же примечательна скульптурная группа землемеров и гидротехников, работы Н. А. Грубе, перед фасадом павильона «Водное хозяйство», на углах центрального фасада которого установлены скульптурные фигуры инженера геодезиста, рабочего-гидротехника, выполненные также Н.А Грубе. Крупные формы ордера центрального объёма с выразительной скульптурной группой, боковые крылья здания с каскадами воды, бассейны, мостики над каналами, выразительно раскрывают архитектурными средствами тему экспозиции.

Привлекает внимание своей самобытной архитектурой и павильон Белорусской ССР. Перед фасадом павильона расположена монументальная колоннада из двух рядов колонн. Колонны обвиты красочными гирляндами плодов (барельеф из майолики), передние колонны отделаны цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом. Всё это, а также резные двери, удачно вписывающиеся в архитектурный ансамбль павильона, плоды работы А. В. Грубе. Над центром здания высится башня; верхняя часть её увенчана золоченой скульптурой колхозницы со снопом и венком, а также шесть скульптурных фигур на центральном фасаде, работы Бембеля.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Лев Николаевич Толстой
Если бы предложить наиболее полное выражение гения русской прозы, то это был бы именно Лев Толстой. Проза – сложнейшая творческая стихия, и Толстой весь ушел в этот мир, не испытывая никогда всерьез свой талант рифмованными строчками, раз ...

Борьба за «Тартюфа»
Ни за одну свою пьесу Мольер не боролся так, как за «Тартюфа». Замысел ее начал складываться у Мольера в 1663 году, «когда писатель имел немало случаев испытать на себе разнообразные проявления самого дикого ханжества». 12 мая 1664 года ...

Искусство древней Греции
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмот ...