Искусство и духовное развитие личности

Другая культура » Искусство и духовное развитие личности

Страница 2

Наиболее продвинутые в личностном плане представители разных социально-демографических групп населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, предприниматели), проживающие в регионах и населенных пунктах различного свойства, очень близки между собой по многим показателям духовного и социального развития. Во всяком случае, они больше похожи друг на друга, чем на представителей своего же социального слоя, но людей менее личностно сформированных. А различия между территориями, социальными слоями порождаются в основном качествами духовных середняков. Иными словами, подлинное равенство людей возникает на высотах духовности, именно здесь происходит сближение пластов общества, а достаточно посредственная в духовном плане часть населения и служит источником или базой социальной разобщенности. В силу этого воспитание разносторонней личности остается важнейшей стратегической задачей нашего общества в социальной сфере.

Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов личностного развития народа. И одним из сильнейших факторов этого ряда несомненно является искусство, так как отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием. Это показали многие исследования, в том числе и наши — проведенные как ранее, так и теперь.

Связь между ростом духовности и отношением к искусству оказалась крепкой и многообразной.

Характерно уже, какое место занимает искусство в досуге рассматривавшихся нами четырех типов личности — городских и сельских жителей России 1990-х годов (% респондентов каждого личностного типа, относящих искусство к числу наиболее импонирующих им видов досуга):

Несформировавшиеся — 4

Эклектично развитые — — 56

Односторонне развитые — 74

Разносторонне развитые — 85

Связь очевидная и крепкая: чем более духовно развиты люди, тем заметно чаще встречается среди них склонность относить искусство к числу наиболее привлекательных видов досуга.

То же самое характерно и для всех других аспектов отношения к искусству. Чем значительнее духовный потенциал людей, тем больше среди них посещающих учреждения культуры и читающих художественную литературу, тем интенсивнее они это делают. Причем с личностным развитием связана не только интенсивность потребления искусства, но и, так сказать, размах. Количество городских и сельских жителей России определенного личностного типа, регулярно потребляющих произведения не более двух и более двух видов искусства, выглядит так (в % от каждого типа):

И здесь та же определенная зависимость: при более высоком уровне развития людей в их поле зрения чаще оказываются многие виды искусства.

Точно так же с личностным развитием связаны и два других вида художественной деятельности — приобретение знаний об искусстве и занятия художественным творчеством. Вот как распределяется процент сельских и городских жителей того или иного типа, время от времени читающих книги или статьи об искусстве, занимающихся каким-либо художественным творчеством (учитывались следующие виды художественного творчества: театральная самодеятельность, кинолюбительство, рисование, лепка, изготовление поделок из дерева и металла, чеканка, литературное и музыкальное сочинительство, музицирование, пение, хореография):

Среди людей духовно более развитых чаще встречаются и склонные к чтению об искусстве и любители заняться художественным творчеством.

Как и степень вовлеченности людей в мир искусства, качественный результат их художественной деятельности тоже подчиняется этой закономерности. Развитость художественного вкуса четко коррелирует с личностным развитием (% жителей сел и горожан определенного типа с развитым художественным вкусом):

Несформировавшиеся — 1,5

Эклектично развитые — 10

Односторонне развитые — 18

Разносторонне развитые —31

В общем, чем выше уровень развития людей, тем, как правило, сильнее связан интерес к искусству с ростом их художественной культуры, то есть тем плодотворнее общение с искусством, тем оно активнее воздействует на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя от общения с ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Татаро-монгольское иго
Развитие русской культуры в XI — начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи — новгородские фрески, в архитектуре — вла ...

1960е: первый сейю-бум
На заре становления японского телевидения в страну поступало множество иностранных фильмов, которые первоначально показывались в первозданном виде с субтитрами на японском, а затем стали дублироваться сейю, что, конечно же, положительно с ...

Киавери и Микетти
Из итальянцев, кроме Трезини, были в Петербурге петровского времени еще только двое: Киавери и Микетти. Гаэтано Киавери (Gaetano Chiaveri; род. в 1689 году в Риме, ум. В 1770 году в Фолиньо) поступил на русскую службу в 1718 году. Он стро ...