Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Другая культура » Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Страница 4

Над Агнцем, лежащим на трапезе, машет рипидами Херувим, стоящий за престолом. Мотив Херувима в качестве проводника Божественной Премудрости, повторяется еще несколько раз в пространстве купола Богородичной церкви: этот чин небесной иерархии вручает свитки пророкам, предсказавшим Пришествие в мир Господа, соединившее небо и землю, и Евангелистам – "четырем главным носителям Духа Божия, все оживотворяющего и освящающего, соответственно четырем главным ветрам".

В сцене присутствуют два литургических престола. На западном, надписанном как "Святая трапеза", с балдахином, опирающимся на четыре столба с подвешенным к нему сосудом с миром, лежит святое Евангелие, копие, с помощью которого вынимаются частицы на Проскомидии и скрученный литургический свиток, на котором написано последнее заключительное слово "Аминь", видимо относящееся к концу молитвы перед Великим Входом и в то же время означающее бесповоротное решение Спасителя идти на вольную Страсть.

В то же время надпись "Святая Литургия" над восточной частью композиции, где изображена алтарная трапеза, обозначает важнейший момент евхаристической службы – молитвословия Анафоры, который в данном случае символично представляет Литургию в ее целостности.

Вокруг медальона с Пантократором проходит надпись, составленная из стихов 101 псалма (19-21): "Господь съ небесъ на землю призре услышати воздыхание окованных и разрешити сыны умерщвленных : возвестити в Сионе име Господне : и хвалу его в Иерусалиме :".

На тексте этого псалма, по своим начальным словам называемого "Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою", по замечанию Л.А. Щенниковой, основана благодарственная молитва Литургии Иоанна Златоуста, читаемая священником после молитвы "Отче наш", произносимой или поющейся всем собранием верующих . Таким образом, купольная роспись раскрывала то молитвенное состояние готовящихся принять Таинство Причастия и тем самым соединиться с Невидимым Богом, которым была наполнена читаемая священником от лица народа благодарственная молитва.

Указание на будущее славословие в небесном Иерусалиме, заключенное в тексте псалма, окружающего медальон с Пантократором, соотнесено и с изображенным в центре алтарной композиции "Причащения апостолов" "Сионом" – символом Церкви – Христова Тела – Нового Иерусалима.

В XIV в. в росписях храмов печской патриархии, наряду с новыми иконографическими темами, сохранялись старинные живописные традиции. Так, в купольной декорации церкви св. Димитрия в Пече, расписанной в 1345 г. под руководством ктитора архиепископа Иоаникия II (1338-1346 и патриарха с 1346 по 1355 гг.), художники вновь обратились к прежней схеме "Вознесения Господня", видимо, продолжавшей быть популярной в среде высших церковных иерархов ("Вознесение" появляется также на поновленном слое в росписях Жичи (1309-1316) при архиепископе Савве III), считавших себя продолжателями святосавской традиции.

Особенностью композиции Небесной Литургии, находящейся в куполе церкви Христа-Пантократора монастыря Дечаны (до 1350 г.) является большое количество участников (шестнадцать диаконов и шесть пресвитеров), что вызывает ассоциации с реальной торжественной процессией со множеством священнослужителей, которую дечанские художники могли видеть в больших соборных храмах и, в частности, в самих Дечанах.

Надпись, включенная в композицию Небесной Литургии: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея …" - серафимский гимн из видения пророка Исайи (Ис. VI, 3) – не соотносилась напрямую с изображенной темой Великого Входа, а указывала, скорее, на кульминационный момент духовного единения Ангельских и земных сил в "победной песни" Анафоры.

Показательно в этом отношении, что на честной трапезе, увенчанной мраморным балдахином и украшенной пурпурным антиминсом с выведенным на нем крестом, нет Агнца, а за пустым престолом стоят два литургических "серафимо-херувима", во всем подобные паре из сцены "Причащения апостолов". Отсутствие в дечанской "Небесной Литургии" самого важного для этой сцены образа Евхаристической Жертвы переносило акцент с иллюстрации конкретного богослужебного обряда на все ту же мысль о взаимном сослужении, хорошо выраженную словами молитвы Малого входа: "Владыка Господи Боже наш … сотвори со входом нашим входу святых ангел быти, сослужащих нам и славословящим Твою благодать…".

Что касается представления процессии Ангелов, перманентный круг которых разрывается на востоке изображениями честной трапезы и встречающего их Ангела-диакона с кадилом и дарохранительницей, в ней дечанские художники уже воспроизводили реальный богослужебный обряд. Каждый из двадцати одного Ангела, составляющих эту длинную вереницу, держал в руках какой-либо литургический предмет. Их изображения здесь чередуются по выполняемым функциям: пара рядом стоящих Ангелов несет зажженные свечи в подсвечниках, по одному представлены Ангелы с рипидами, сосудами с водой для умовения рук, Ангелы с кадилами; особо выделены пары Ангелов-священников в фелонях, епитрахилях и с набедренниками, которые несут на главах, покрытых белым воздухом, дискосы либо держат в руках потиры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Искусство Нововавилонского царства
Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно драматичной была бо ...

Ж.Мельес - родоначальник игрового кино
В 1896 году в кинематограф пришел Жорж Мельес (Melies), директор и режиссер парижского театра "Робер Уден", в котором показывались фантастические спектакли.Мельес купил камеру и занялся постановкой игровых фильмов - с заниматель ...

Иверский монастырь
Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выго ...