В следующих по времени создания трех важнейших церквах эпохи короля Милутина – церкви Иоакима и Анны в Студенице, церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричине и церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница появляется изображение Небесной литургии. В течении первой половины XIV в. эта композиция не сильно менялась, хотя в каждом храме имела свои интересные особенности.
Небольшая Кралева церковь в Студенице (1314 г.) по своему архитектурному решению представляет собой куб, символизирующий собой четыре стороны света, который покрыт куполом, как небом. Подобная организация пространства напоминала о раннехристианских постройках (храм Св. Софии в Едессе), в которых земля и небо понимались как части Вселенной, которыми владеет Небесный Царь.
В Кралевой церкви погрудное изображение Христа-Пантократора в медальоне, бдящего над христианским космосом, приобретает сложное значение. Окруженный четырьмя апокалиптическими животными, серафимами и огненными кругами, Его образ имеет вид апокалиптического видения Второго Пришествия Христова (Откр. IV, 6-8, Иез. I, 10). Вседержитель и Космократор появляется здесь как Судия, Который должен вновь прийти.
Тонко осмысленная иконографическая программа Кралевой церкви, последовательно развивавшая темы Второго Пришествия Господня и общего Воскресения, по всей видимости, была разработана самим королем Милутином, подарившим свою церковь монастырю, а также учеными богословами из его окружения, каковыми являлись, скорее всего, здравствовавшие в то время архиепископ Савва III (1309-1316) и студеничский игумен Иоанн.
Плохо сохранившийся фриз Небесной Литургии, проходивший под медальоном Пантократора, представлял собой Великий Вход, совершаемый Ангелами-диаконами, несущими покровенные Честные Дары и шествующими с ними от жертвенника на западной стороне к честной трапезе на востоке. Процессия возглавлялась Архангелами, охраняющими восточный престол, на котором находился единственный возженный светильник. В контексте эсхатологической тематики храма, лишенная литургических предметов святая трапеза напоминала об Этимасии – Престоле, уготованном Судии мира.
Пророческий ряд Кралевой церкви составляли ветхозаветные визионеры, предсказавшие Христово Воскресение. Тексты их свитков в точности соответствовали паремиям, читаемым на Литургии Великой Субботы в преддверии праздника Пасхи (Иезекииль (XXXVII, 3), Исайя (Пост. 1,1), Илия (IV цар. II, 6), Елисей (IV цар. II, 4 или II, 30), Иона (II, 3), Аввакум (III, 2), Иеремия (XXXVIII, 31) и Софония (III, 14).
Изображением в подножии тамбура кольца медальонов с погрудными образами Христовых предков - соединенных вместе ветхозаветных патриархов (Исаак, Иаков, Иуда) и праведников (от Фареса до Овида и от Салафиила до Елиуда) на южной и западной сторонах круга и царей (десятерица от Ровоама до Манасии) на северной - живописцы отчетливо выразили идею о Христе как Царе и Священнике.
В сильно поврежденной купольной росписи церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18 гг.), сохранился образ благословляющего Пантократора, Которого носят Ангелы. Изображение Господа заключено в круглую мандорлу, из которой исходят крупные световые лучи. Лучи Христова медальона означают, что Господь представлен внутри солнечного космологического символа. Таким образом, Пантократор появляется, согласно Евангелисту Луке, как "восток свыше: Просветити во тьме и сени смертней седящия…" (Лк. I, 78-79) и в солярном обличии, предсказанном пророком Захарией (Зах. III, 8; VI, 12) и Малахией (IV, 2). Метафора о Христе-Солнце Правды вообще была излюблена у христианских писцов и часто встречается в богослужебных текстах.
В сцене "Небесной Литургии", аналогичной рассмотренной выше, развивалась все та же тема Великого Входа – Ангельской процессии со Честными Дарами, идущей от трапезы протезиса к алтарному престолу.
В четырех малых куполах нагоричинской церкви находились погрудные изображения Евангелистов, символизировавшие распространение Христова учения по всем четырем сторонам света.
Фресковое убранство купола церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (1319-1321 гг.) включает хорошо сохранившуюся сцену Небесной Литургии, окружающую медальон с образом Пантократора, роль Которого здесь осмысливается, в отличие от предшествующих изображений, уже в сугубо литургическом ключе.
Сербское храмовое искусство, всегда склонное к конкретному и деятельному мышлению, по-своему интерпретировало популярную в византийском мире того времени идею взаимосвязи земной и Небесной Литургий, что выразилось в достоверности изображения действий и принадлежностей Ангельского служения, заимствованных из реального литургического обряда.
Похожие статьи:
Максвелл: развитие и кризис механической картины мира
Молекулярно-кинетическая концепция.
Важная мировоззренческая идея единства небесного и земного, которую мы встречаем уже вработах Галилея и Ньютона, всё в большей мере побуждала применять фундаментальные образы механической картины мира ...
Микенское искусство
Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб пр ...
Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков
Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство.
На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художнико ...
Разделы