Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Другая культура » Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Страница 7

В сцене Небесной Литургии церкви Вознесения монастыря Раваница появляется служащий Христос в архиерейском облачении, во всем подобный центральной фигуре композиции "Евхаристии" в алтаре. Изображения по-земному пышного Небесного церемониала, получили широкое распространение в сербском искусстве последующих веков.

Символическая интерпретация купольной росписи, как это видно из произведенного анализа некоторых ее образцов на примере сербских храмов XIII-XIV веков, далеко выходила за рамки простого понятия о "своде небесном", предназначенном для изображения Бога и окружающих Его Небесных Сил. Тесно связанные с богослужением Литургии, купольные сцены даже по способу своей живописной организации имели иконографические параллели среди фресок алтарного пространства – "земного неба", служащего для совершения Таинства Евхаристии.

Так, ряд пророков в тамбуре купола, держащих развернутые свитки, тексты которых, как правило, соответствуют читаемым на Литургии Великой Субботы ветхозаветным паремиям, можно уподобить проходящей в алтаре "Службе святых отцов", где церковные иерархи держат в руках подобные же свитки, но с текстами из евхаристического чинопоследования. Из этой же композиции в сцену Небесной Литургии перешел образ Христа-Агнца, встречающийся в росписи некоторых сербских памятников (Грачаница, церковь Богородицы Одигитрии в Пече).

Что касается самого изображения Небесной Литургии, здесь прямой параллелью алтарному "Причащению апостолов" служит образ честной трапезы, венчаемой киворием и покрытой вышитой индитией. Процессия Ангельских Сил, несущих Св. Дары, встречается в сцене Божественной Литургии (Марков монастырь). В церкви монастыря Раваница дважды повторяется образ Христа-Архиерея – в купольных и алтарных росписях.

Наконец, образы Вседержителя в зеркале купола и Богородицы со Христом-Младенцем в конхе апсиды, несомненно, являются венцом всей системы декора внутреннего пространства и вбирают в себя смысловое содержание как сюжетных композиций, так и отдельных иконных образов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие статьи:

Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса
Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверс ...

Джентиле Беллини
Джентиле Беллини (1429—1507) — официальный художник Венецианской республики, в 1479—1480 гг. был в Константинополе, где исполнил портрет турецкого султана Магомета П (Лондон, Национальная галлерея). Он писал также дожей Фоскари и Вендрами ...

Анно Хидэаки
Анно Хидэаки родился в городе Убэ (префектура Ямагути) 22 мая 1960 года. Его страсть к анимации проснулась довольно рано – в возрасте 14 лет Хидэаки наткнулся на «Космический крейсер Ямато» и с тех пор «пропал для общества». Став чуть пос ...