Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Другая культура » Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв

Страница 6

Если к композиции на данной миниатюре лучше всего подходит символическое толкование Н.И. Троицкого: "Слово, возседящее на Херувимах и всесодержащее, открывшись человекам, дало им Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом", то изображения тетраморфов в лесновской "Небесной Литургии" дословно соответствуют своему литературному источнику – описанию пророком Иезекиилем видения "четырех живых существ", носящих престол Сына Человеческого в виде облака, движимого сильным ветром (Книга прор. Иезекииля, гл. I).

В полном соответствии со словами ветхозаветного пророчества образы тетраморфов окружают Престолы20 - крылатые круги в виде колес, "ободья <которых> полны глаз кругом" .

Помимо аллюзии с ветхозаветным прообразом, изображение в верхней части Небесной Литургии семи Престолов и шести Серафимов, иконографически заменяло словесное надписание Трисвятой песни, традиционное для этой сцены, а также надписи, которые обычно сопровождают в ней образы Ангелов.

Среди изображений восьми пророков, расположенных между оконными проемами в барабане купола, особо выделена фигура Иоанна Крестителя, помещенная на восточной стороне, прямо под честной трапезой. Интерпретированный как символ Христова страдания (держит в левой руке Крест и свиток с надписью: "Се Агнец Божий вземляй грехи мира…"), он также, вместе с образами Пантократора в куполе и Богородицы в апсиде, составлял единый монументальный Деисус в вертикальном положении, эсхатологический смысл которого соответствовал погребальному назначению церкви (здесь покоились мощи св. Гавриила Лесновского и ктиторов храма).

Особого внимания с точки зрения введения новых иконографических мотивов, которыми так богата роспись лесновского храма, заслуживает фресковое убранство верхних зон притвора церкви (1349 г.), венчаемое образом Пантократора в куполе.

Традиционное изображение Господа дополняется здесь двумя символическими композициями на подкупольных сводах, где написаны две фигуры Вседержителя в мандорлах в окружении Сил Небесных. На северном своде представлено ветхозаветное видение Христа-Премудрости, а на южном – Христос-Космократор на "Престоле Херувимском", окруженный хором из тридцати трех Ангелов, представленных погрудно вокруг мандорлы, небесными светилами, земными стихиями и знаками Зодиака. Это изображение является дословной иллюстрацией 148 псалма "Хвалите Господа с небес…" и впервые встречается в сербской монументальной живописи.

Данная сцена, пространственно соотнесенная с главным образом Пантократора, сообщает живописи верхних зон притвора лесновской церкви древнее значение купольной росписи как символического отражения представлений о структуре космоса – значение, известное по многим раннехристианским памятникам (купольная мозаика мавзолея Санта-Констанца в Риме (ок. 315 г.), ротонды св. Георгия в Салониках (начало V в.), церкви в Витингтоне (Великобритания), храма Св. Марии в Хинтоне (Великобритания) и многих других).

Еще одна интересная деталь, на которую стоит обратить внимание при описании подкупольных фресок лесновского притвора, – это изображения великих святых отцов IV в. - святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Назианзина и Афанасия Великого, представленных на пандативах, где они заменяют фигуры Евангелистов.

От основания пюпитров, сидя за которыми святители сочиняют свои богодухновенные тексты, текут водные источники - широкие реки, к которым притекают люди – как верные, так и язычники - почерпать Божественной Премудрости. В литургическом контексте, ассоциация с которым возникает при одном взгляде на образы великих творцов Литургии, изображения "приснотекущих" рек выступают символическим представлением Святого Причастия, утоляющего духовную жажду, или говоря по-евангельски, "истекающего во чрево" и образующего непрестанно текущие реки "воды живы" (Иоан. VII, 38).

Пожалуй, ни в одном сербском храме не появлялось более столь богатых в иконографическом отношении и поэтически осмысленных купольных росписей, как в стенописи церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Лесново.

Памятники, принадлежавшие к последнему архитектурно-стилистическому направлению средневековой Сербии (так называемой "моравской школе") и продолжавшие афонскую архитектурную традицию, прибавили лишь несколько новаторских черт к уже сложившейся системе купольной декорации.

Так, например, в куполах церквей Вознесения монастыря Раваница и Святой Троицы монастыря Ресавы новшеством является увеличение числа пророков и ветхозаветных праведников в подкупольных зонах, а также сильно развитая иконографическая программа малых куполов, повторяющая в основных чертах структуру изображений главного купола.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Колокольни, звонницы, церкви "под колоколы"
Колокольня была венцом древнерусского городского архитектурного ансамбля. Она возвышалась над монастырем, кремлем, городом. Звон колоколов разносился и наполнял звуком всю округу. Колокольня или звонница фактически являлись музыкальным ин ...

Метод Галилея
С именем Галилея связано начало принципиально важного этапа развития физического знания – восхождениена уровень познания. Анализ исторической обстановки и проблемной ситуации внауке. Новые концепции Галилея. Принятые в научном сообществ ...

Ломоносов и основание Академии художеств
Роль Академии наук в развитии русской художественной школы во второй четверти XVIII в. до сих пор недостаточно ясна и потому оценивается по-разному. Все еще не изучен процесс формирования художественно-образовательного центра в системе Ак ...