Искусство эпохи возрождения

Человек и искусство » Искусство эпохи возрождения

Эпоха Возрождения — одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV - XVI вв.). В сравнении с эпоха­ми Древнего мира (около 5000 тысяч лет), средневековья (около 1000 лет), Возрождение представляется очень крат­ким периодом времени. Однако по количеству гениаль­ных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрожде­ния не уступает предшествовавшим этапам развития ми­рового искусства.

Родиной Возрождения стала Италия. Уже в XIV веке в сочинениях великого итальянского поэта-гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374) появилось понятие Ринашименто – Возрождение (по-французски "Ренессанс").

В это время были заложены основы современной на­уки, высокого уровня достигает литература, получившая с изобретением книгопечатания немцем Иоганом Гутен­бергом прежде невиданные возможности распростране­ния. В это время делают свои открытия Христофор Ко­лумб, Коперник, пишут свои бессмертные произведения великие итальянцы Данте, Петрарка, французы Франсуа Рабле, автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", Мишель Монтень, создатель знаменитых "Опытов". Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глуби­ной проникновения в психологию человека, знанием его страстей и устремлений, были написаны в эпоху Возро­ждения.

Мировоззренческой основой ренессанской культуры становится философское направление гуманизма (от ла­тинского "гуманус" — человек). Человек вновь становится "мерой всех вещей". Девизом искусства эпохи Возрожде­ния можно было бы взять слова, вложенные итальянским гуманистом XV в. графом Пико делла Мирандола в его па­негирике, в уста Бога-творца, обращавшегося к человеку: "Я ставлю тебя в центр мира ."

В отличие от романской и готической культуры сре­дневековая культура Возрождения носила светский ха­рактер, хотя основной круг сюжетов оставался связян с мифологической и библейской тематикой. Эпоха Ре­нессанса противопоставила церковным догматам миро­восприятие гуманистов, утверждавших ценность челове­ческой личности.

Одной из основ искусства Возрождения становится по-новому понятое наследие античности.

Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архи­тектуре: сооружения приобретают ясный гармониче­ский облик, их пропорции и масштабы соотносятся с человеком.

Истинным основоположни­ком в изобразительном искусстве Высокого Возрожде­ния был гениальный флорентиец Леонардо да Винчи (1452-1519)

Рукописи Леонардо свидетельствуют, что он был не только великим живописцем и скульптором, но и архите­ктором, механиком, инженером, ботаником, анатомом.

Будучи разносторонне одаренным человеком Леонар­до да Винчи интересовался всем, что его окружало, запи­сывая свои впечатления в блокнот, который всегда носил при себе. "Отдаваясь неугасаемой жажде знаний, я меч­таю постичь происхождение многочисленных созданий природы",— говорил он о себе. Всю свою жизнь худож­ник рассматривает мир со всем многообразием его форм, как творение природы, имеющее свой "собственный ра­зум", призывая живописцев быть посредниками между природой и искусством.

Похожие статьи:

Как мишка повлиял на прогресс науки
Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурально ...

Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса
Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверс ...

Изображение богов
Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных часов – ему пришло на мысль испытать свои силы в образующих искусствах. Первое, в чем он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не меньше радовался своей ...