Иверский монастырь

Другая культура » Иверский монастырь

Страница 2

В неповторимый природный колорит этих мест необычайно естественно вписался архитектурный ансамбль бывшего Иверского монастыря — прекрасный памятник зодчества, созданный талантливыми народными мастерами. Он расположен на Сельвицком острове Валдайского озера. Площадь комплекса Иверского монастыря в пределах стен составляет 5,7 гектара, периметр (по наружному обводу стен) — 1050 метров. Внутри ограды — около тридцати построек, большая часть которых относится к XVII— XVIII столетиям.

Замысел создания монастыря и его осуществление принадлежали патриарху “всея Руси” Никону. Выходец из крестьянской семьи, сперва священник, затем монах и игумен одного из северных поморских монастырей, он вскоре стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, а с 1648 года — новгородским митрополитом. Никон был рачительным хозяином-вотчинником, ловким придворным, сумевшим завоевать расположение царя Алексея Михайловича. В 1652 году Никон стал патриархом. Обладая недюжинным умом, честолюбием, властным характером и фанатической верой в правоту собственных взглядов, патриарх не ограничил круг своих интересов религиозной деятельностью. Он единолично решал многие вопросы внутренней и внешней политики правительства. В боярских приговорах того времени вместо обычной фразы: “Царь указал, а бояре приговорили” — нередко встречалось: “Святейший патриарх указал, а бояре приговорили”. Выражением необычайно высокого положения патриарха было присвоение ему титула “великий государь”, которым он подписывался наряду с царем, Считая царя “собиным” (личным) другом, Никон сумел воспользоваться своей властью для увеличения патриарших владении и личных доходов. Патриарх значительно расширил площади своих владений и основал три монастыря, которые считались его собственностью.

Местоположение “святой обители” на Валдайском озере Никон облюбовал в годы пребывания на новгородской, митрополичьей кафедре. Часто проезжая по новгородско-московской дороге, он обратил внимание на живописное озеро с островами и удобное место для возведения монастыря-крепости. Выбрав остров “не добре велик, но зело прекрасен”, Никон приступил к осуществлению своего плана.

Строительство монастыря развернулось летом 1653 года. Работы возглавил архимандрит новгородского Духова монастыря Яков. Все постройки возводились по определенной программе. С острова сняли “чертеж”. Основные положения и требования к строительству были собственноручно изложены Никоном в специальной грамоте, отосланной в монастырь в конце февраля 1654 года. Непосредственное руководство строительными работами возлагалось на присланного Никоном подмастерье Василия Наумова.

Все ранние постройки монастыря сооружались из дерева. Одной из первых была возведена соборная церковь Иверской богоматери (1653 г.). Тогда же завершилось строительство деревянных келий, амбаров, погребов и других хозяйственных построек.

К началу 1654 года, по свидетельству самого Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество “трудников”.

Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные угодья были получены от самого царя, заинтересованного в успехах своего ставленника. Никон посылал в монастырь иконы, книги и церковную утварь.

В 1655 году в Иверский монастырь из Белоруссии переселилось братство Оршинского Кутеинского монастыря. Белорусские братства представляли собой объединения мещан вокруг церкви или монастыря, зачастую тесно связанные с цеховыми организациями. В истории Белоруссии они сыграли положительную роль в XVI—XVII веках братства активно боролись против иноземных захватчиков и засилья католической церкви. Кроме того, они были своеобразными культурными центрами. Члены братства создавали патриотические произведения, организовывали типографии и школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Проблема Элементарного
В V в. до н. э. Анаксагор, по – видимому, первым высказал мысль о бесконечной делимости материи. Он представлял мир как совокупностьбесконечного числа частиц – «гомеомерий» (подобочастных), каждая из которых в свою очередь состоит из неис ...

Переплетение культур в Передней Азии
На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао- нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов поражали воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там некогда расц- ветала великая культура. ...

Искусство Вавилона
Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого ...