Летний сад в Санкт-Петербурге

Другая культура » Летний сад в Санкт-Петербурге

Страница 2

Летний сад - почти ровесник города, он существует с 1704 года. В его создании и украшении принимали участие видные архитекторы: Ж-Б. Леблон, И.-Г. Маттарнови, М, Земцов, мастера-садоводы Я.Роозен, И.Сурмин, Л.Лукьянов, И.Яковлев и другие не менее известные архитек- торы. По замыслу Петра, сад должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. Здесь, на левом берегу Невы, была своего рода периферия, отделённая широкой водной гладью реки от шума и суеты первой петербургской площади.

В северо-восточной части сада, где до основания города находилась мыза (усадьба) шведского майора Конау, по проекту Д.Трезини построили небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. В 1710 году на- чали "бить сваи" под фундамент, к весне 1712 года здание было вчерне завершено, но отделка фасадов и интерьеров продолжалась до 1714 года при участии А.Шлютера. Прямоугольное в плане здание имеет мало обще- го с дворцом в обычном понимании этого слова, оно невелико и сравни- тельно скромно. Фасады первоначально украшали лишь наличники окон и русты по углам; чуть позднее между окнами первого и второго этажа были размещены двадцать девять рельефов из терракоты на темы антич- ной мифологии, иносказательно напоминающие события Северной войны.

Планировка двух этажей дворца одинакова: в каждом по шесть жилых комнат, поварня, коридор и комната для дежурных денщиков и фрейлин. Внизу были апартаменты Петра, наверху - покои Екатерины I. Хотя дале- ко не всё внутреннее убранство сохранилось, многое в комнатах выгля- дит так, как при основателе города. В 20-е годы XVIII века Летний сад быстро расширялся и благоуст- раивался. К концу царствования Петра он был по размерам куда больше существующего в наши дни, включая территорию нынешнего Михайловского сада и место, где позднее появился Инженерный замок с его окружени- ем. В то время обычно различали три царских Летних сада: первый за- нимал северную часть современного, от Невы до поперечного канала, позднее ликвидированного (он делил территорию примерно пополам), второй - южную часть, от канала до Мойки, третий простирался южнее этой речки.

Как известно, садово-парковое искусство знает два основных типа садов - регулярные и пейзажные (их иногда ещё называют соответствен- но французскими и английскими). Летний сад создавался как регуляр- ный, или, как его ещё именуют, архитектурный - с чёткой планировкой, прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником, зачастую в форме правильных геометрических фигур: шара, куба, пира- миды. Образцом был Версаль, знаменитая резиденция монархов Франции под Парижем. Пётр хотел, чтобы его сад превзошёл парк "короля-солн- ца" Людовига XIV. Где бы он ни был и чем бы ни занимался, царь не забывал про свой "огород" (так иногда называли в то время сады), требуя, чтобы сюда доставляли ценные сорта деревьев и цветов, вся- ческие диковинки, чтобы приглашались искусные мастера-садоводы.

Как выглядел Летний сад в 20-е годы XVIII века, даёт представ- ление дневник камер-юнкера Ф.-В.Берхгольца, приезжавшего несколько раз в Петербург в свите герцога Голштинского. "Сад это,- читаем мы,- имеет продолговатую форму; с восточной стороны к нему примыкает Лет- ний дворец Петра I, с южной - оранжерея, с западной - большой краси- вый луг, на котором при всех празднествах обыкновенно стоит в строю гвардия . а с северной он омывается Невою, в этом месте довольно широкою". Обратите внимание в этом описании на "большой красивый луг" к западу от Летнего сада - это будущее Марсово. Парадной частью сада при Петре была северная, примыкавшая к Неве, где обычно проис- ходили празднества, торжественные церемонии. Именно здесь располага- лось больше всего "садовых затей", восхищавших современников. В 1715 - 4 - году в этой части сада архитектор И.-Г.Маттарнови, один из строите- лей здания Кунсткамеры на Васильевском острове, возвёл на берегу Не- вы три галереи. Особенно нарядной была центральная, расположенная на главной оси сада, примерно посередине между Фонтанкой и Лебяжьим ка- налом. Её украшали двенадцать парных мраморных колонн, широкий про- ход посередине был устлан белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, приобретённая для Петра в Италии. Царь настолько дорожил скульптурой, что даже приказывал ста- вить для её охраны особых часовых. Мраморная богиня , названная позднее Венерой Таврической, ибо она долго находилась в Таврическом дворце, ныне хранится в государственном Эрмитаже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Святыни, идолы и игрища языческих славян
Многогранности языческого мировоззрения, сложившегося из наслоения многих эпох, соответствовало многообразие форм культа и мест обращения к потусторонним силам, родившимся в сознании древнего человека. Моления об урожае, различные заклин ...

Традиционная одежда
Ежедневная одежда индейских женщин из высокогорного района. Остается традиционной и в городских и в сельских областях: широкие свободные юбки (polleras) и цветастые шали. Последние обычно заполняют товарами для продажи, а также новыми пок ...

Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России
В отличие от произведений некоторых других французских писателей Нового времени, современников Лафонтена (Ж.-Б. Мольера, Н. Буало, Б. де Фонтенеля, Т. Корнеля, П. Тальмана), известных в России уже в первой трети XVIII в., лафонтеновские с ...