Летний сад в Санкт-Петербурге

Другая культура » Летний сад в Санкт-Петербурге

Страница 2

Летний сад - почти ровесник города, он существует с 1704 года. В его создании и украшении принимали участие видные архитекторы: Ж-Б. Леблон, И.-Г. Маттарнови, М, Земцов, мастера-садоводы Я.Роозен, И.Сурмин, Л.Лукьянов, И.Яковлев и другие не менее известные архитек- торы. По замыслу Петра, сад должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. Здесь, на левом берегу Невы, была своего рода периферия, отделённая широкой водной гладью реки от шума и суеты первой петербургской площади.

В северо-восточной части сада, где до основания города находилась мыза (усадьба) шведского майора Конау, по проекту Д.Трезини построили небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. В 1710 году на- чали "бить сваи" под фундамент, к весне 1712 года здание было вчерне завершено, но отделка фасадов и интерьеров продолжалась до 1714 года при участии А.Шлютера. Прямоугольное в плане здание имеет мало обще- го с дворцом в обычном понимании этого слова, оно невелико и сравни- тельно скромно. Фасады первоначально украшали лишь наличники окон и русты по углам; чуть позднее между окнами первого и второго этажа были размещены двадцать девять рельефов из терракоты на темы антич- ной мифологии, иносказательно напоминающие события Северной войны.

Планировка двух этажей дворца одинакова: в каждом по шесть жилых комнат, поварня, коридор и комната для дежурных денщиков и фрейлин. Внизу были апартаменты Петра, наверху - покои Екатерины I. Хотя дале- ко не всё внутреннее убранство сохранилось, многое в комнатах выгля- дит так, как при основателе города. В 20-е годы XVIII века Летний сад быстро расширялся и благоуст- раивался. К концу царствования Петра он был по размерам куда больше существующего в наши дни, включая территорию нынешнего Михайловского сада и место, где позднее появился Инженерный замок с его окружени- ем. В то время обычно различали три царских Летних сада: первый за- нимал северную часть современного, от Невы до поперечного канала, позднее ликвидированного (он делил территорию примерно пополам), второй - южную часть, от канала до Мойки, третий простирался южнее этой речки.

Как известно, садово-парковое искусство знает два основных типа садов - регулярные и пейзажные (их иногда ещё называют соответствен- но французскими и английскими). Летний сад создавался как регуляр- ный, или, как его ещё именуют, архитектурный - с чёткой планировкой, прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником, зачастую в форме правильных геометрических фигур: шара, куба, пира- миды. Образцом был Версаль, знаменитая резиденция монархов Франции под Парижем. Пётр хотел, чтобы его сад превзошёл парк "короля-солн- ца" Людовига XIV. Где бы он ни был и чем бы ни занимался, царь не забывал про свой "огород" (так иногда называли в то время сады), требуя, чтобы сюда доставляли ценные сорта деревьев и цветов, вся- ческие диковинки, чтобы приглашались искусные мастера-садоводы.

Как выглядел Летний сад в 20-е годы XVIII века, даёт представ- ление дневник камер-юнкера Ф.-В.Берхгольца, приезжавшего несколько раз в Петербург в свите герцога Голштинского. "Сад это,- читаем мы,- имеет продолговатую форму; с восточной стороны к нему примыкает Лет- ний дворец Петра I, с южной - оранжерея, с западной - большой краси- вый луг, на котором при всех празднествах обыкновенно стоит в строю гвардия . а с северной он омывается Невою, в этом месте довольно широкою". Обратите внимание в этом описании на "большой красивый луг" к западу от Летнего сада - это будущее Марсово. Парадной частью сада при Петре была северная, примыкавшая к Неве, где обычно проис- ходили празднества, торжественные церемонии. Именно здесь располага- лось больше всего "садовых затей", восхищавших современников. В 1715 - 4 - году в этой части сада архитектор И.-Г.Маттарнови, один из строите- лей здания Кунсткамеры на Васильевском острове, возвёл на берегу Не- вы три галереи. Особенно нарядной была центральная, расположенная на главной оси сада, примерно посередине между Фонтанкой и Лебяжьим ка- налом. Её украшали двенадцать парных мраморных колонн, широкий про- ход посередине был устлан белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, приобретённая для Петра в Италии. Царь настолько дорожил скульптурой, что даже приказывал ста- вить для её охраны особых часовых. Мраморная богиня , названная позднее Венерой Таврической, ибо она долго находилась в Таврическом дворце, ныне хранится в государственном Эрмитаже.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Александр Сергеевич Грибоедов
Если Пушкин цели своей жизни видел в поэзии, то его современник и друг прошел яркий путь в гражданском служении России: это один из видных русских дипломатов, участвовавших в формировании российской политики в Азии и на Кавказе. Поучитель ...

Философия XVII века и ее влияние на художественное мышление де Сада
В системе художественного мышления де Сада основной доктриной становится обоснование зла, а орудием для его утверждения, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, является разум, вытеснивший веру и заменивший бога. Идея ...

Искусство древней Руси X-XIII вв
Сейчас довольно сложно, перебрав множество литературы, найти сохранившуюся информацию об исконно Древнерусской живописи. Некоторые летописи хранят заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо ...