Летний сад в Санкт-Петербурге

Другая культура » Летний сад в Санкт-Петербурге

Страница 1

Известно, что территория, где ныне расположен Санкт-Петербург, много веков назад принадлежала Великому Новгороду. Земли здесь не радовали плодородием или пышной растительностью: преобладали чахлые почвы, болота, низкорослый кустарник, негустые леса. Но достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, как велико значение этих мест - и экономическое, и военное.

Во времена Петра I, в результате Северной войны захваченные неприятелем земли были возвращены государству Российскому. Именно в ходе этой войны возник Санкт-Петербург в мае 1703 года как го- род-крепость и город-порт, как форпост русского государства на бере- гах Балтийского моря. У каждого только что рождённого города есть отправные пункты его дальнейшего развития. Вокруг них складывается центр, растут жилые и общественные постройки. Для Санкт-Петербурга, ставшего с 1712 года столицей России, такими пунктами были прежде всего Петропавловская крепость и домик Петра I вблизи неё, чуть выше по реке. Однако имелись ещё две точки на левом берегу Невы, важные для формирования города. Это Адмиралтейство - судостроительная верфь и крепость - и Летний дворец Петра немного выше по течению, где от Невы отделяется её рукав - Фонтанка, которую тогда называли Безымян- ным ериком. Соседство петровского дворца с прилегающим к нему Летним садом и близость Адмиралтейства предопредилили важность этого места в жизни столицы.

С первых лет существования города одной из самых важных задач, вставших перед его строителями, стало осушение болот. Без этого не- возможно было сооружать здания, даже простейшие, устраивать сады и парки. Для осушения Большого луга в начале 10-х годов XVIII века прорыли два канала между Невой и маленькой речкой Мьёй, позднее наз- ванной Мойкой, - Красный, засыпанный в 80-е годы XVIII века, и Лебя- жий, существующий по сей день. Они отделили луг от Летнего сада с востока и от рабочих слобод с запада, превратив в настоящий остров, так как с севера и юга его ограничивали Нева Мья, продолженная на восток до Безымянного ерика.

Конечно, узенькие каналы нельзя назвать серьёзными водными преградами, но они всё же затрудняли доступ сюда: ведь мостов не было, Пётр запрещал их строить, желая таким радикаль- ным образом поощрить "малое" судоходство. Царь требовал, чтобы "употребляли суда точно так же, как на сухом пути кареты и коляски, а не сорные телеги" и чтобы "каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно". Так что простые горожане на Большой луг и в Летний сад попадали редко. Да к тому же что им было здесь делать?

В дворцовый Летний сад их обычно не пускали, ехать отсюда было некуда, разве что на противоположный берег Невы, но такая переправа через широкую реку требовала немалых усилий, и без особой надобности на ту сторону не отправлялись. За время правления Петра I новый город на Неве приобрёл извест- ность в Европе и стал привлекать всё больше иностранных путешествен- ников. Они удивлялись, как много удалось сделать здесь за считанные годы. Среди мест, вызывавших особый интерес, был Летний сад с его окружением, включая Большой луг. Летний сад увековечен во многих произведениях искусства, к нему не раз обращались художники и поэты, и рассказывать о нём можно бесконечно. Сад - важнейшая часть ансамб- ля Марсова поля, его восточный "фасад". В XVIII веке на протяжении целых десятилетий они составляли одно художественное целое. "Летний сад был разбит на громадном пространстве, захватывая часть Царицына луга" - писал историк города В.Авсеенко, и это утверждение совпадает со многими другими описаниями старого Петербурга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Карапетьянц Артемий Михайлович - доктор филологических наук. профессор, заведующий кафедрой китайской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. По-видимому, прежде всего необходимо сделать некоторые разъяснения ...

Рококо
Рококо (от франц. rocaille — раковина, изделие из ракушек) — стиль искусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декаданса феодально-дворянской культуры. Своего наиболее полного выражения он достиг во Франции, где после ...

О колокололитейном искусстве
Летописи обычно упоминают о литье колоколов, переливке и починке, пропажах и пожарах, во время которых колокольная медь расплавлялась словно смола. Все это — свидетельство большого внимания к колоколам в Древней Руси. Сохранились и имена ...