Летний сад в Санкт-Петербурге

Другая культура » Летний сад в Санкт-Петербурге

Страница 7

С четвёртой стороны к нему примыкает ря- дом стоящий дом. Во время строительства здания его западная сторона выходила в сад, тянувшийся до служебного корпуса Мраморного дворца и отделённый от Царицына луга забором. Эта сторона оставалась "глу- хой", и лишь в 20-е годы XIX века при устройстве предмостной площади и перепланировке всего района прорубили окна, которые оживили мрач- новатый вначале фасад. Современное здание имеет в плане форму удли- нённого прямоугольника с поясом посредине. Сначала решено было пос- тавить его основным фасадом к Неве, причём этот фасад оказался в два - 11 - раза уже бокового, "глухого", Обращённого на запад. Дом встал как бы торцом к Неве и Марсову полю.

В 1784 году рядом с домом Салтыкова началось строительство особняка Бецкого, законченное три года спус- тя. Четырёхугольное в плане, с большим внутренним двором, дом Бецко- го занимает территорию между Марсовым полем, Лебяжьим каналом, Двор- цовой набережной и домом Салтыкова. Стилистически оба здания близки друг другу, оба они - памятники архитектуры русского классицизма 80-х годов XVIII века. Кто автор проекта дома, точно неизвестно. Од- но время считали,что им мог быть Ж.-Б.Валлен-Деламот, строитель Большого Гостиного двора на Невской проспективе и Малого Эрмитажа. Возможным автором называли и И.Старова, назначенного в 1784 году главным архитектором "Конторы строений домов и садов её величества", которую возглавлял Бецкой. Но всё же это лишь предположение. С ноября 1833 года по август 1834 года совсем рядом с Летним садом на Пантелеймоновской улице (ныне дом 5 по улице Пестеля, сох- ранился в перестроенном виде) жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, и часть дня проводил в Летнем саду. Чтобы попасть туда, ему приходилось миновать Пантелеймоновский мост. 11 июня 1834 года он писал жене: "Летний сад мой огород. Я вставши ото сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, читаю и пишу. Я в нём дома".

К этому времени в сравнении с XVIII веком и вид, и характер Летнего сада изменились. В 1824 году, второй раз в своей истории после 1777 года, он подвергся опустошительному наводению, после ко- торого на месте разрушенных и повреждённых построек появились новые. Там, где стоял Грот, вырос замечательно лёгкий и изящный "Кофейный домик" по проекту К.Росси, а вблизи него - другой небольшой павильон "Чайный домик", созданный архитектором Л.Шарлеманем, автором решётки вдоль южной границы сада. Недалеко от неё, на берегу Карпиева пруда, в 1839 году установили большую, почти пятиметровую вазу из эльфдаль- ского порфира, подаренную России шведским королём. Постепенно круг людей, посещавших Летний сад, стал расширяться. Не только высокопос- тавленные чиновники и вельможи, но и не столь знатные горожане охот- но проводили здесь свободные часы. В саду, куда волей поэта водил гулять юного Онегина гувернёр-француз, Пушкин мог видеть бесчислен- ных прототипов своих персонажей. Действительно, Весь Летний сад - "Онегина" глава - 12 -

В аллеях сада можно было встретить многих других известных ли- тераторов: И.Крылова, В.Жуковского, А.Дельвига, и других. Тарас Шев- ченко в бытность студентом Академии художеств часто рисовал статуи в Летнем саду. Едва ли найдётся поэт, живописец, композитор,живший в Петербурге и не бывавший здесь, равно как и на Марсовом поле. Летний сад - восточный зелёный сосед Марсова поля - настоящий музей искусства. Дивная решётка, дворец Петра I, памятник Крыло- ву,"Кофейный" и "Чайный" домики, беломраморные скульптуры, порфирная ваза.Там есть небольшая гранитная площадка, созданная по проекту ар- хитектора Г.Пильникова. На ней четыре чугунных треножника работы К.Росси, а за ними изящная скульптурная группа неизвестного автора начала XVIII века "Амур и Психея". Она напоминает о древнем мифе: юная Психея нарушила запрет своего возлюбленного, бога любви Амура,- никогда не пытаться увидеть его лицо.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Рождение христианской культуры. Новая интонация
Ликование вселенной в ее основе. Если есть смысл в мире, — чаяли народы, — то он в жизни с Богом. Однако если Всеведущий Любящий Бог вечен, а человек, бездна неведения, — временный посетитель бытия, если Бог навсегда там, а мы здесь, если ...

Иверский монастырь
Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания рук своих самое лучшее, выго ...

Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков
Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художнико ...