Николай Константинович Рерих

Другая культура » Николай Константинович Рерих

Страница 1

Николай Константинович Рерих родился в России, в Санкт-Петербурге, 9 октября 1874 г., и был старшим ребенком в семье юриста-нотариуса Константина Рериха и его жены Марии. Он вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, со всеми связанными с этим положением преимуществами - например, возможностями контакта с писателями, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным занятиям. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для исследований в их районе и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия своими собственными руками тайн забытых веков зажег в нем любовь к археологии; эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Благодаря другим контактам, в нем развился интерес к коллекционированию доисторических предметов, монет, минералов. Он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для достойного члена общества и настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам и начал изучать юриспруденцию. Сошлись на компромиссном решении, и осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский yниверситет.В 1895 г. Рерих встретился с выдающимся писателем, историком и критиком Владимиром Стасовым, который затем познакомил его с многими композиторами и артистами того времени : с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским, Федором Шаляпиным. Посещая концерты в Консерватории, он впервые услышал музыку Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина и Прокофьева, и горячо и на всю жизнь полюбил музыку. Особенно близок был ему Вагнер, и впоследствии, работая для театра, он создал оформление к почти всем операм этого композитора. Более того, музыкальные термины и аналогии могут быть непосредственно применены к живописи Рериха. Он часто связывал музыку с использованием красок и цветовых сочетаний, и применял эти свои ощущения в оформлении опер. В своей книге “Мир Рериха” Нина Селиванова писала: “Оригинальная сила творчества Рериха заключается в его мастерской и ярко выраженной симметрии и в определенном ритме, как в мелодии эпической песни.” Конец 1890-х годов принес расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где, под предводительством Сергея Дягилева, формировались авангардистские группы и союзы. Дягилев учился на юридическом факультете Университета на год или два раньше Рериха и был одним из первых ценителей его как художника и исследователя русской старины. Одним из первых достижений Дягилева было основание, вместе с княгиней М. Тенишевой и другими, журнала “Мир Искусства.” Журнал просуществовал сравнительно недолго, но оказал большое влияние на творческие круги России. “Мир Искусства” объявил себя врагом академизма, сентиментализма и реализма и познакомил своих читателей - в основном, интеллигенцию - с европейским постимпрессионизмом и модернистским движением. Рерих принимал участие в выпуске этого журнала и входил в состав редколлегии, вместе с Александром Бенуа и Леоном Бакстом, которые впоследствии стали его сотрудниками на ранней стадии Дягилевских “Русских Балетов.” Закончив Университет и получив диплом, Рерих решил провести год в Европе, чтобы посетить музеи, выставки, студии и салоны Парижа и Берлина. Перед самым отъездом он познакомился с Еленой Шапошниковой, дочерью архитектора Ивана Шапошникова и племянницей композитора Модеста Мусоргского. Между молодыми людьми мгновенно возникло взаимное притяжение, и вскоре они были помолвлены. Свадьба состоялась по возвращении Рериха из Европы. Елена Ивановна Рерих была необычайно одаренной женщиной, талантливой пианисткой и автором многих книг, включая “Основы Буддизма” и перевод на русский язык “Тайной Доктрины” Е.П.Блаватской. Собрание писем Е.Рерих является кладезем мудрости, духовных прозрений и практических жизненных советов; всем этим она делилась со множеством своих корреспондентов - с друзьями, врагами и сотрудниками равно. Позже, в Нью-Йорке, Николай и Елена Рерихи основали Общество Агни-Йоги, посвященное Живой Этике - учению, которое обнимает и синтезирует философские и религиозные учения всех веков . Вскоре после женитьбы возникла необходимость в средствах на содержание молодой семьи, и Н.К.Рерих подал заявление на замещение должности Секретаря Школы при Обществе Поощрения Искусств. Должность он получил и позже стал директором этой школы. Это была первая из многих его ролей как учителя и глашатая искусств . Рерих был полон решимости реорганизовать Общество и спасти его от академической посредственности, в которой оно прозябало много лет. Он ввел систему художественного образования, которая даже по сегодняшним стандартам кажется революционной. Эта система основана на обучении всем искусствам - живописи, музыке, пению, танцам, театру, а также так называемому “прикладному искусству” - керамике, росписи фарфора, черчению - под одной крышей, и на предоставлении преподавателям права свободного выбора программы обучения. Взаимное обогащение различных видов искусств, к которому призывал Рерих, свидетельствовало о его склонности к гармонизации, к сведению вместе, к нахождению соответствий между внешне несхожими и даже конфликтными сторонами и явлениями жизни. Это было характерной чертой его мышления, которая сказалась на всех направлениях его деятельности. Рерих был одарен способностью видеть эти связи и соответствия как вполне естественные и очевидные во всех проявлениях жизни. Именно эта способность к синтезу, - талант, которым он так восхищался в других и поощрял в молодежи, - давала ему возможность видеть связь между субъективным и объективным, философским и научным, Восточной мудростью и Западным знанием, и строить мосты взаимопонимания между такими, казалось бы, противоречивыми явлениями. Рерих напоминал нам, что противоречия часто возникают как результат человеческого невежества, и что долгом каждого человека является развитие и расширение сознания, что в конечном счете приведет к пониманию иллюзорности, относительности всех вещей. Как пишет Гарабед Паэлиан в своей книге “Николай Рерих”, Рерих “ .изучал то, что не замечалось другими; видел связи между внешне не связанными явлениями, и подсознательно чувствовал присутствие некоего неизвестного сокровища”. Может быть, это “неизвестное сокровище” и есть то, что в картинах Рериха обращается прямо к сердцу зрителя, настроенного на поиски внутреннего смысла, и объясняет трансцедентальные ощущения, возникающие у многих под влиянием живописи Рериха. В 1902 году Рерихи отпраздновали рождение их первенца Юрия, а летом 1903-го и 1904-го годов совершили большое путешествие по сорока городам России. Целью Рериха было сравнительное изучение стилей и исторического своеобразия русской архитектуры. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием, так как в каждом из посещенных ими мест Рериху удавалось открыть следы русского прошлого: древние монументы, церкви, городские стены, замки. Во многих случаях все это находилось в полном запустении в течение многих веков. Как археолог и историк искусства, Рерих понимал, что эти памятники старины являются ключом к истории русской культуры, и пришел к решению привлечь общественное внимание к этой проблеме и каким-то образом найти пути и возможности для сохранения и защите этих ценностей. В качестве первого шага к этой цели он написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих древние строения. Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха, так как по возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который, как он надеялся, должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. Тридцать один год спустя эта его деятельность увенчалась принятием международного Пакта Рериха. Такое направление мышления не было типичным для начала века; оно предвосхищало понимание важности сохранения культурного наследия, - понимание, существующее ныне почти во всех странах мира В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. Полотна эти в основном отражали русские легенды и образы русских святых и включали картины “Послание к Тирону”, “Пещь Огненная” и “Ангел Последний”. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Один автор так описывает “Сокровище Ангелов”: “Ангельское воинство в белых одеждах стоит безмолвно, ряд за рядом, охраняя таинственное сокровище, с которым связаны судьбы всего мира. Это черно-синий камень с высеченным на нем изображением распятия, сияющим изумрудными тонами.” Ангелы были ранним изображением Иерархии Учителей; убежденность в их существовании была основой веры Рериха в Великое Братство, охраняющее и направляющее человечество на вечном пути эволюции. “Камень”, изображенный Рерихом, часто фигурирует в той или иной форме в его художественном и литературном творчестве. Идея “сокровища” используется в названии многих его картин, - таких, как “Сокровище Гор”, “Клад Захороненный”. Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. Тем временем, Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Особенный интерес вызывал в нем Каменный Век, и он собрал большую коллекцию предметов этой эпохи. Многие из картин Рериха отражают этот интерес, - например, картина “Три Меча”, написанная на археологичестую тему и связанная с древней легендой. Рерих писал о необычном сходстве принадлежавших Каменному Веку техники и методов орнаментации в самых далеких друг от друга районах мира. Анализируя эти соответствия, он пришел к весьма важному выводу об общей природе человеческого самовыражения и творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Антиной
Эстет и любитель роскоши (что не считалось среди римлян чем-то предосудительным), Адриан и сам желал быть запечатленным в образе греческого философа, отрешенно размышляющего среди цветущего сада о вещах, далеких от реальной жизни. Этой це ...

Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов
Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно при ...

Проблема Элементарного
В V в. до н. э. Анаксагор, по – видимому, первым высказал мысль о бесконечной делимости материи. Он представлял мир как совокупностьбесконечного числа частиц – «гомеомерий» (подобочастных), каждая из которых в свою очередь состоит из неис ...