Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 5

На некоторых новгородских иконах предметом украшения был сам Со­фийский собор. И они обретают для нас особую историческую ценность. София изображена на иконе XV века "Битва новгородцев с суздальцами". Пышность и величие собору предавали и дорогие светильники-паникадила, лампады. Замечательно по величине, древности и художественной отделке большое бронзовое паникадило, помещавшееся против царских врат главно­го алтаря. Оно состояло из четырех сужающихся к верху ярусов и было украшено наверху двухглавым медным орлом. Это паникадило подарил в 1600 году Борис Годунов. Оно весило около четырех тонн.

В Софийском соборе находилось святительское и царское моленные места. Святительское место было изготовлено для собора в 1560 году, а царское место Иван Грозный приказал сделать во время похода в Новгород в 1572 году. Моленные места представляют собой великолепные по работе декоративные сооружения, сплошь покрытые резьбой. Резьба в виде вь­ющихся стеблей, переходящих в листья, цветы, покрыты позолотой. Царс­кое место увенчалось крестом и голубем, святительское-крестом.

Службы в Софийском соборе отличались пышностью, богатством. Для утверждения христианства священники пользовались всеми средствами.

"Холдейская пещь" хранилась в Софийском соборе. Она состояла из двенадцати столбов на круглом основании. Между столбами помещались разные человеческие фигуры с поднятыми кверху руками. Они как бы под­держивали верхний круг "пещи".

Уже с XI века Софийский собор использовался как место захоронений. За восемь столетий существования Софии здесь было погребено около 50 человек. В соборе похоронены князья Владимир Ярославич и Мстислав Храбрый, новгородские "владыки"-епископы. В их числе первый епископ Новгорода Иоаким Корсунянин, второй епископ-Лука. Здесь же могила Фео­фана Прокоповича, известного церковного деятеля и писателя. С 1724 по 1736 год он был архиепископом Новгородским. Представляет интерес гроб-

ница ладьевидной формы, высеченная из целого куска белого камня. В

гробнице оказался скелет мужчины. Это погребение сохранило останки ар­хиепископа Василия, "в миру" звавшегося Григорием Каликой. По его при­казу для Софии были изготовлены золоченые врата.

В Софийском соборе в настоящее время завершаются работы по его реставрации. Вновь заняли свое прежнее место царское и патриаршее мо­ленные места.

Стройно высится у крепостной стены Софийская звонница. Ныне су­ществующая пятипролетная звонница появилась в конце XV-начале XVI ве­ка. Двухэтажный домик с южной стороны звонницы пристроен в XVII веке.

Ныне колокола находятся внизу на постаменте. Один из них, весом 80 пудов, отлит в 2589 году для Новгорода по заказу Бориса Годунова. Вто­рой весом 200 пудов , отлит в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоа­кимом Ивановым. Самый большой колокол-в него звонили по праздникам-ве­сом 1614 пудов, отлит мастером Ермолаем Васильевым в кремле в 1659 го­ду.

В годы войны (1941 года) два колокола были закопаны в землю. Дру­гие погружены на баржу для эвакуации, но баржа затонула. После осво­бождения Новгорода затонувшие колокола были подняты и заняли свое мес­то у звонницы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Процессы взаимодействия этнических общностей
Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация, или адаптация, аккультурация. Под миграцией (от латинского migratio -переселение) понимается передви ...

Школьная реформа
Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и ...

Андо Хиросигэ
Андо Хиросигэ (Ando Hiroshige) родился в 1797 (1798) году в семье самурая одного из низших рангов – Андо Гэньемона (Ando Gen`emon) и получил при рождении имя Токутаро (Tokutaro). Семья Токутаро вместе с семьями ещё 30 самураев жила в каза ...