На некоторых новгородских иконах предметом украшения был сам Софийский собор. И они обретают для нас особую историческую ценность. София изображена на иконе XV века "Битва новгородцев с суздальцами". Пышность и величие собору предавали и дорогие светильники-паникадила, лампады. Замечательно по величине, древности и художественной отделке большое бронзовое паникадило, помещавшееся против царских врат главного алтаря. Оно состояло из четырех сужающихся к верху ярусов и было украшено наверху двухглавым медным орлом. Это паникадило подарил в 1600 году Борис Годунов. Оно весило около четырех тонн.
В Софийском соборе находилось святительское и царское моленные места. Святительское место было изготовлено для собора в 1560 году, а царское место Иван Грозный приказал сделать во время похода в Новгород в 1572 году. Моленные места представляют собой великолепные по работе декоративные сооружения, сплошь покрытые резьбой. Резьба в виде вьющихся стеблей, переходящих в листья, цветы, покрыты позолотой. Царское место увенчалось крестом и голубем, святительское-крестом.
Службы в Софийском соборе отличались пышностью, богатством. Для утверждения христианства священники пользовались всеми средствами.
"Холдейская пещь" хранилась в Софийском соборе. Она состояла из двенадцати столбов на круглом основании. Между столбами помещались разные человеческие фигуры с поднятыми кверху руками. Они как бы поддерживали верхний круг "пещи".
Уже с XI века Софийский собор использовался как место захоронений. За восемь столетий существования Софии здесь было погребено около 50 человек. В соборе похоронены князья Владимир Ярославич и Мстислав Храбрый, новгородские "владыки"-епископы. В их числе первый епископ Новгорода Иоаким Корсунянин, второй епископ-Лука. Здесь же могила Феофана Прокоповича, известного церковного деятеля и писателя. С 1724 по 1736 год он был архиепископом Новгородским. Представляет интерес гроб-
ница ладьевидной формы, высеченная из целого куска белого камня. В
гробнице оказался скелет мужчины. Это погребение сохранило останки архиепископа Василия, "в миру" звавшегося Григорием Каликой. По его приказу для Софии были изготовлены золоченые врата.
В Софийском соборе в настоящее время завершаются работы по его реставрации. Вновь заняли свое прежнее место царское и патриаршее моленные места.
Стройно высится у крепостной стены Софийская звонница. Ныне существующая пятипролетная звонница появилась в конце XV-начале XVI века. Двухэтажный домик с южной стороны звонницы пристроен в XVII веке.
Ныне колокола находятся внизу на постаменте. Один из них, весом 80 пудов, отлит в 2589 году для Новгорода по заказу Бориса Годунова. Второй весом 200 пудов , отлит в 1599 году для Хутынского монастыря псковскими мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым. Самый большой колокол-в него звонили по праздникам-весом 1614 пудов, отлит мастером Ермолаем Васильевым в кремле в 1659 году.
В годы войны (1941 года) два колокола были закопаны в землю. Другие погружены на баржу для эвакуации, но баржа затонула. После освобождения Новгорода затонувшие колокола были подняты и заняли свое место у звонницы.
Похожие статьи:
Процессы взаимодействия этнических общностей
Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация, или адаптация, аккультурация.
Под миграцией (от латинского migratio -переселение) понимается передви ...
Школьная реформа
Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и ...
Андо Хиросигэ
Андо Хиросигэ (Ando Hiroshige) родился в 1797 (1798) году в семье самурая одного из низших рангов – Андо Гэньемона (Ando Gen`emon) и получил при рождении имя Токутаро (Tokutaro). Семья Токутаро вместе с семьями ещё 30 самураев жила в каза ...
Разделы