Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947 году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты, пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображение "Вседержателя" в центральном куполе Софии.
Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные работы. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими раскопками, с полным обследованием памятника русской культуры. Историко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архитектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В 1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и
Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строительной технологии, отделки, фресковой росписи собора.
Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти. Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.
Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.
Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитектурные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового
железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в
1408 году.
До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из огромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раствором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-боковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма перекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.
Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней главы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современного. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35 метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свинцовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа святого над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла легенда-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с креста-тут и Новгороду конец.".
Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный являлся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новгород из Швеции имеются в шведских документах.
Похожие статьи:
Понятие новизны
Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется:
1. ...
Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...
Колокольни, звонницы, церкви "под колоколы"
Колокольня была венцом древнерусского городского архитектурного ансамбля. Она возвышалась над монастырем, кремлем, городом. Звон колоколов разносился и наполнял звуком всю округу. Колокольня или звонница фактически являлись музыкальным ин ...
Разделы