Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 2

Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947 году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты, пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображе­ние "Вседержателя" в центральном куполе Софии.

Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные рабо­ты. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими рас­копками, с полным обследованием памятника русской культуры. Истори­ко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архи­тектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В 1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специ­ально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и

Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строи­тельной технологии, отделки, фресковой росписи собора.

Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти. Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.

Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.

Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитек­турные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового

железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в

1408 году.

До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из ог­ромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раст­вором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-бо­ковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма пе­рекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.

Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней гла­вы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современно­го. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35 метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свин­цовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа свя­того над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла леген­да-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с креста-тут и Новгороду конец.".

Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный яв­лялся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новго­род из Швеции имеются в шведских документах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Новые тенденции в пермском изобразительном искусстве 1990-х годов
Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно при ...

Архитектура
Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов (особенно тех, которые находились на железнодорожных путях), их благоустройство, строительство водопроводов, проведение электрического осветления. Происходили изменения ...

Орфей с берегов Тежо
В России, как и в других запиренейских странах, Камоэнс был и оставался долгое время известным только как один из самых прославленных создателей стихотворного эпоса Нового времени – в одном ряду с Данте, Тассо, Мильтоном . Величие, возвыш ...