Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 2

Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947 году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты, пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображе­ние "Вседержателя" в центральном куполе Софии.

Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные рабо­ты. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими рас­копками, с полным обследованием памятника русской культуры. Истори­ко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архи­тектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В 1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специ­ально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и

Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строи­тельной технологии, отделки, фресковой росписи собора.

Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти. Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.

Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.

Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитек­турные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового

железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в

1408 году.

До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из ог­ромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раст­вором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-бо­ковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма пе­рекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.

Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней гла­вы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современно­го. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35 метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свин­цовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа свя­того над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла леген­да-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с креста-тут и Новгороду конец.".

Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный яв­лялся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новго­род из Швеции имеются в шведских документах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Новое царство
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в пла­не, имевший трехчастное деление: открытый двор (пере­стиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, ...

Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси
Чудо Георгия о змие. Новгородская икона. XV в. Москва, Третьяковская галерея. Историки приложили немало усилий,чтобы доискаться того реального зерна, которое лежит в основе средневековых легенд о Георгии и его изображений в средневеков ...

Александр Андреевич Иванов и его картина "Явление Христа народу"
Розанов В. В. В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу» - картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые с ...