Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 4

произведенные в последние годы, открыли на нижних частях стен фрагмен­ты фресковой росписи, относящиеся к XII веку.

Наиболее интересна композиция "Деисус"-сцена моления. Семь поясных фигур. В центре Христос. К нему в молитвенных позах склонились с одной стороны богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр, с другой-Иоанн Предтеча. Изображение архангела Гавриила и апостола Павла не сохрани­лись, фигура Иоанна Предтечи сохранилась наполовину.

Фреска "Деисус" была заложена кирпичной стенкой склепа в XVII ве­ке. В раскопе Мартирьевской паперти , в строительном мусоре было соб-

рано множество сбитых фрагментов фресок. Среди них и кусочки фресок на розовой штукатурке XI века.

Рассматривая Софийский собор внутри, Вы, наверное обратили внима­ние на всевозможные надписи и рисунки, нацарапанные во многих местах на стенах собора. Это граффити-древние начертания, способные многое рассказать о посетителях Софии. Особенно много граффити в Новгороде, Киеве. Иной раз такие надписи делались на предметах домашнего обихода, сосудах. Они передают черты быта и языка их авторов. Граффити располо­жены в основном на нижних частях стен и в лестничной башне собора, ра­зумеется на уровне человеческого роста. Время их появления XI-XIV ве­ка. Содержание самое разнообразное. Встречаются граффити о событиях политической и церковной жизни собора и Новгорода, молитвенные изобра­жения, изображение людей, зверей, птиц.

Особый интерес представляют записи, донесшие до нас вольнодумные мысли их неизвестных авторов. Некий новгородец, соскучившись во время не очень увлекательной проповеди, наблюдая "скуки ради" за собратом, написал на стене "Якиме стоял успе, а лба о камень на растепе.".

Замечательными украшениями собора являлись ее мозаики, сложенные из кусочков смальты-разноцветного непрозрачного стекла. Кусочки мозаи­ки вдавливались в сырую известковую плиту. А предварительно по штука­турке делался эскиз красками. Первые мозаики в Софийском соборе появи­лись в XI веке. Ими было украшено в алтаре "чернее место". Позднее при поднятии пола соответственно подняли и мозаичные украшения. Мозаичными плитами были выложены полы алтаря, центрального нерфа и алтаря Рож­дественского придела. Первые иконы во вновь отстроенный Софийский со­бор, по преданию, были привезены из Византии:"Спас на престоле", "Петр и Павел". Позднее эти иконы заняли место в первом(местном), наиболее чтимом ряду иконостаса.

Иконостас отделял алтарь-"святая святых"- от всех молящихся. Пер­вое летописное упоминание о Софийском иконостасе относится к

XIV веку-оно связано с пожаром в Софии. К XVI веку главный иконостас Софии насчитывал уже около семидесяти икон. Он имел 10 метров в высоту и около 17 метров в ширину. Среди икон Софийского иконостаса есть ше­девры древнерусской живописи. Не все иконы Софийского собора анонимны. Большинство икон Софии было украшено серебряными окладами филигранной работы. На всемирно известной иконе XI века"Петр и Павел" сохранился оклад замечательной чеканной работы новгородских мастеров XII века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного
В английском обществе XVII века широкое хождение имели литературные сочинения в жанре наставлений или нравоучительных советов. Зачастую они были адресованы женской аудитории. Подобная нормативная литература являлась не только развлекатель ...

Колокол как музыкальный инструмент
Колокола были единственным музыкальным инструментом, который не только не запрещался, но даже специально привлекался к богослужению в православной церкви. Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их люби ...

Иван Александрович Гончаров
По своему значению в развитии русской классики Гончаров ближе всего к Тургеневу, только талант его более умеренный, направленный в одно, пусть и очень глубокое и своеобразное русло. Гончаров вошел в большую литературу в середине сороковых ...