Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 3

Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изобра­женных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литей­щиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Рик­вин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней на­чертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты пола­гают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде.

На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выполненая в начале XVI века.

Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображени­ем крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Муд­рого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, назван­ные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заго­вора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александ­ровскую слабоду под Москву.

Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из ко­торых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного мас­сива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лест­ница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватыва­ющие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Нов­город, похитили и ценности из собора.

Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.

При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображе­ние восьми пророков.

Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашист­ской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сох­ранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сох­ранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это через­вычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и сво­бодно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Паоло Учелло
Паоло Учелло (1397—1475) был одним из наиболее характерных мастеров переходного периода. Выйдя из мастерской Гиберти, он работал между 1425 и 1431 гг. в Венеции. Соприкосновение с североитальянской готикой и традициями византийского колор ...

Литература
Первое тысячелетие существования литературы на Руси сохранялось в летописях. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - являются одним из важнейших памятников и письменности, и ли ...

Особенности русской национальной культуры
Хорошо известно то, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западо ...