Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изображенных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154 годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литейщиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Риквин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней начертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты полагают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в Новгороде.
На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выполненая в начале XVI века.
Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображением крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Мудрого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, названные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заговора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата в Александровскую слабоду под Москву.
Внутри собор также величественен, как и снаружи. При центральной нерфе, образованной мощными , кресчатами в плане столбами, с восточной стороны завершаются полуциркульными алтарными апсидами, средняя из которых украшена мозаичными плитами. В юго-западном углу основного массива здания, в прямоугольной башне расположена широкая винтовая лестница, которая ведет в верхний этаж на так называемые палати, охватывающие собор с трех сторон. На палатях и в башне находились тайники, где хранилась казна "Дома святой Софии" и Великого Новгорода. Но тайники не всегда спасали сокровища Софии. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Брячиславич неожиданно напал на Новгород, похитил из собора церковную утварь, колокола. В XVII веке шведы во главе с Делагарди грабили Новгород, похитили и ценности из собора.
Новгородская летопись свидетельствует, что Софийский собор начали расписывать внутри в XI веке. От росписи XI-XII веков до нас дошли только небольшие фрагменты.
При реставрации собора в конце прошлого века В.В.Суслов открыл сохранившуюся в ряде мест древнейшую роспись. В главном куполе было расчищено изображение Христа "Вседержателя", несколько ниже четырех архангелов и между окон центрального барабана, в простенках изображение восьми пророков.
Страшному разрушению подверглась роспись собора во время фашистской оккупации. В 1941 году немецкий снаряд пробил купол, был выбит один из простенков барабана центральной главы. Из фресок в куполе сохранились изображения пророков Соломона, Даниила и нескольких других. Размеры этих фигур более двух с половиной метров. Роспись XI века сохранилась только на северной пиллстре Мартирьевской паперти. Это черезвычайно интересное изображение императора Константина и матери его Елены. Фигуры написаны плоскостно, но рисунок исполнен уверенно и свободно , цветовая гамма сдержана . Раскопы в Мартирьевской паперти,
Похожие статьи:
Истины буддизма
7-Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного, — именно того сокрушает Мара, как вихрь – бессильное дерево.
8-Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержа ...
Культура дворянской усадьбы
Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею по ...
Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры
Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастыр ...
Разделы