Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.
Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятнике русской архитектуры ХI века--Софийском соборе, памятнике, занимающим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в центре детинца сооружается грандиозный каменный храм--Софийский собор. Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.
Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новгороду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, когда в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замыкало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородского епископа-"владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуатации крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяжении столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц. Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились кратиры-сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного серебра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице хранились одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Существует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Грозного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непокорных Новгородских бояр.
Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились летописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись.
Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода.Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные госу-
дарственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен собора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская София была символом Новгорода, Новгородской земли.
Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Софийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиаполевой дивизии генерал-майор Вильке.
Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб,причиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиардов рублей!
Похожие статьи:
Лука Синьорелли
В противовес названным мастерам творчество связанного с умбрийской школой Лука Синьорелли (1450—1523) отличалось совершенно другим характером; оно примыкало ближе по своему маложивописному и рассудочному стилю к художникам-экспериментатор ...
Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Карапетьянц Артемий Михайлович - доктор филологических наук. профессор, заведующий кафедрой китайской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова.
По-видимому, прежде всего необходимо сделать некоторые разъяснения ...
Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса
Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверс ...
Разделы