Софийский собор

Другая культура » Софийский собор

Страница 1

Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.

Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятни­ке русской архитектуры ХI века--Софийском соборе, памятнике, занимаю­щим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в центре детинца сооружается грандиозный каменный храм--Софийский собор. Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.

Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новго­роду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, ког­да в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замы­кало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородско­го епископа-"владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуата­ции крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяже­нии столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц. Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились крати­ры-сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного сереб­ра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице храни­лись одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Су­ществует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Гроз­ного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непо­корных Новгородских бояр.

Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились ле­тописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись.

Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новго­рода.Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные госу-

дарственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен со­бора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская София была символом Новгорода, Новгородской земли.

Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Со­фийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиа­полевой дивизии генерал-майор Вильке.

Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб,при­чиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиар­дов рублей!

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Лука Синьорелли
В противовес названным мастерам творчество связанного с умбрийской школой Лука Синьорелли (1450—1523) отличалось совершенно другим характером; оно примыкало ближе по своему маложивописному и рассудочному стилю к художникам-экспериментатор ...

Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Карапетьянц Артемий Михайлович - доктор филологических наук. профессор, заведующий кафедрой китайской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. По-видимому, прежде всего необходимо сделать некоторые разъяснения ...

Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса
Рождаясь, человек не обладает какими-либо социальными качествами. Но с первых минут жизни его приобщают к человеческому обществу. Взрослея, развиваясь, он постепенно включается в различные общности людей, начиная с семьи, коллектива сверс ...