Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Другая культура » История создания Троицкого Собора » Роль Троицкого собора в архитектурном ансамбле лавры

Белокаменный Троицкий собор (1422- 1423) стоит на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей - 1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой исторический центр, вокруг которого происходило все последующее формирование монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохранила те же размеры что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий вокруг этого здания появилось такое количество первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть вместе где - либо еще. Так, непосредственно к Троицкому собору примкнул небольшой одноаписный храм - Никоновский придел (1548), недалеко от них разместилась Духовская церковь (1478); восточнее расположен величественный пятиглавый Успенский собор (1559- 1585), рядом с ним видна филигранная Надкладезная часовня (конец XVII в.); с северной стороны взметнулась в высь свеча пятиярусной колокольни (1740 - 1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус келий (XVII - XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках гульбища (1686- 1692) с миниатюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734) у ее подножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693- 1699) над главным входом в монастырь, великолепно убранные изразцами торжественные царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на своеобразном стилобате из четырех криволинейных лестниц- папертей (1745) и нарядные Больничные палаты с шатровой церковью Зосима и Савватия (1635- 1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным четырехгранным обелиском из песчяника (1792), на гранях которого, говоря словами Н.М. Карамзина, “ изображены четыре эпохи славы монастыря и незабвенные услуги, оказанные им России”.

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий подвергался различным дополнениям и переделкам. В следствии этого к началу XX века облик Троицкого собора оказался существенно искаженным.

Похожие статьи:

Эстетика в первобытном искусстве
Предположение Брейля о палеолитическом искусстве, как чисто европейском явлении, не подтвердилось. Разработаны и внедрены в практику новые методы копирования и документирования изображений (муляжи Ляско и Альтамиры, фотограмметрия, видеок ...

Феномен маргинальности в культуре
Понятие маргинальности в нашей научной литературе в отличие от западной (введено американским социологом Р. Парком) появилось сравнительно недавно. Очень скоро оно распространилось и без всяких на то оснований стало употребляться с явным ...

Исторический очерк
Основное содержание Часослова носит в себе печать глубокой древности. Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, он заключал в себе тогда чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Ча ...