В формировании белорусского профессионального театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные коллективы. Детский врач эндокринолог гинеколог Медцентр в Химках.
Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея о необходимости образования белорусского национального театра профессионального типа.
Подъем белорусского национально-освободительного движения, рост национального самосознания белорусского народа, появление новых значимых произведений белорусской драматургии способствовали в начале 20 века образованию многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, так называемых белорусских вечеринок. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечеринов квлючал также пьесы “Павлинка” и “Примаки” Я.Купалы, “Антон Лата” Я.Коласа, “Модный шляхтич” К.Каганца.
На традициях белорусских вечеринок возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – настоящий театр профессионального типа. Значимое место среди деятелей белорусской культуры заняла особо ее создателя. Землемер по профессии, тесно связанный с простым народом, действительно патриот, И.Буйницкий на свои личные средства образовал труппу в собственном поместье Полевачи в Десинском уезде. В 1907 г. закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 г. после участия Первой белорусской вечеринки в Вильно театр И.Буйницкого стал профессиональным.
В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки пьес “По ревизии”, “Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, “В зимний вечер” Э.Ожешки, “Михалка” Далецкого, “Сватание” А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительскис кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра.
В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала в Петербурге, в 1913 г. коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку общественности получило второе выступление в Петербурге труппы И.Буйницкого. Российский журнал “Вестник знания” отметил, что успех белорусских артистов был колоссальным. Я.Дыла назвал их выступление в столице триумфальным.
Похожие статьи:
Верхняя одежда
К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья боль ...
Искусство Шумера и Аккада
Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не поздн ...
Мастерство Фаворского
После всего того, что происходило в искусстве в начале XX века, творчество В. Фаворского производит впечатление спасительной пристани. Правда, отголоски бурных потрясений дают о себе знать и у него. Однако разъедающему духу анализа он про ...
Разделы