Искусство средних веков

Человек и искусство » Искусство средних веков

Тысячелетний период мировой истории с V по XV ве­ка принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и фило­логи, считают, что часовой механизм средневековья на­чал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начи­нают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневе­кового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный пери­од истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искус­ство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фунда­ментов на которых выросла европейская культура средевековья.

Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззре­ний возникают еще в эпоху поздней античности. В слож­ные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти вы­ход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные во­просы. В такой обстановке зародилось христианство, — религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгель­са " . подчинила себе Римскую империю .". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "все­общей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, ос­новным заказчиком которых была церковь.

Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей пе­рестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, под­властной ее космической энергии, ее могучим неведо­мым силам.

Образ человека в искусстве утрачивает разумную яс­ность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глу­боким, противоречивым.

Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусст­ве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал мате­ринства.

Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые ху­дожники развивают в своем искусстве проблему характер­ного, безобразного.

Похожие статьи:

Памятники купольного убранства сербских церквей XIII –XIV вв
Христос восседает на радуге в середине округлой светоносной мандорлы, которую возносит на небо четверица Ангелов. В барабане купола на восточной стороне стоит Богородица с распростертыми в молитве руками между Архангелами Михаилом и Гаври ...

Александр Сергеевич Грибоедов
Если Пушкин цели своей жизни видел в поэзии, то его современник и друг прошел яркий путь в гражданском служении России: это один из видных русских дипломатов, участвовавших в формировании российской политики в Азии и на Кавказе. Поучитель ...

Иван Степанович Матерновий
Матарнови – Georg Johann Mattarnowy, по-русски Иван Степанович Матерновий, - несмотря на свою почти по-итальянски звучащую фамилию, был чистокровнейшим немцем, притом, видимо, из северян. Он говорил и писал только по-немецки и по-немецки ...