Искусство средних веков

Человек и искусство » Искусство средних веков

Тысячелетний период мировой истории с V по XV ве­ка принято называть "средними веками". Временные рамки, ограничивающие эту эпоху условны. Некоторые ученые, историки и философы, искусствоведы и фило­логи, считают, что часовой механизм средневековья на­чал свою неторопливую работу в год падения Западной Римской империи (476), а остановился в год открытия Америки, Христофором Колумбом (1492 г). Другие начи­нают отсчет эпохи средневековья в 395 году, когда Рим раскололся на Западную и Восточную империи. Многие искусствоведы ограничивают верхнюю рамку "средневе­кового искусства" XIII веком. В любом случае, нельзя сказать: "Средневековье началось в 12.00 пополудни 5 января 395 года". Важно знать, что это длительный пери­од истории человечества, длиною в целое тысячелетие. Европейское средневековое искусство пришло на смену искусству античному. Наследие античного мира: искус­ство, философские взгляды, основы права, политические взгляды, политические идеи, — стали одним из фунда­ментов на которых выросла европейская культура средевековья.

Предпосылки для перехода к новому средневековому мироощущению, к новой системе художественных воззре­ний возникают еще в эпоху поздней античности. В слож­ные десятилетия, предшествовавшие падению Римской империи, мир утрачивает в представлении людей былую гармонию. Всеобщая депрессия, невозможность найти вы­ход из бедственного положения, в котором оказался Рим стали причиной роста религиозных настроений, поиска религии, способной дать ответы на важные жизненные во­просы. В такой обстановке зародилось христианство, — религия, давшая надежду многим, желавшим найти покой и равновесие в жизни, религия, которая по словам Энгель­са " . подчинила себе Римскую империю .". Религиозные догматы христианства накладывают печать на философию, литературу, искусство, этические и эстетические идеалы средневекового общества. Церковь — стремясь быть "все­общей", обращалась ко всему народу, ко всему обществу обращались и произведения средневекового искусства, ос­новным заказчиком которых была церковь.

Средневековое мироощущение предполагает иной взгляд на человека, который существенно отличается от античных представлений. Человек в сознании людей пе­рестает быть центром мироздания, мерой всех вещей. Он становится лишь мельчайшей частицей вселенной, под­властной ее космической энергии, ее могучим неведо­мым силам.

Образ человека в искусстве утрачивает разумную яс­ность, одноплановость, внутреннее равновесие античных идеальных героев, становится более многообразным, глу­боким, противоречивым.

Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусст­ве. Получают широкое развитие темы страданий во имя веры, стоического мужества, разрабатывается идеал мате­ринства.

Обнаружив в мире зло и уродство, средневековые ху­дожники развивают в своем искусстве проблему характер­ного, безобразного.

Похожие статьи:

Крест и полумесяц в христианской и языческой интерпретации
Так как же трактовать сочетание креста и полумесяца? и как объяснить сочетание столь разных, казалось бы, по своей семантике символов на куполе православного храма? Для ответа на этот вопрос следует принять во внимание, что не только полу ...

Искусство древней Греции
Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмот ...

Преобразование Санкт-Петербурга
Исторический центр Санкт-Петербурга как целое и его дворцово-парковые пригороды включены в список Всемирного наследия. Этот город многим обязан парадоксам советской истории: останься столицей, он был бы неузнаваем. Наверное, снесли бы Ис ...