Поддержка со стороны коммерческих структур

Страница 3

Однако, эти явления характеры пока лишь только для Москвы и в какой-то степени для Санкт-Петербурга. Ситуация на периферии значительно отличается от ситуации в столице прежде всего качественным уровнем, представленных произведений. На периферии нет такого спроса на произведения искусства, как в центре. Периферия идет по пути репродукции столичных образцов и при этом активно ищет собственные пути развития.

Структура российского общества имеет догоняющую модель развития и вследствие этого, современные мировые художественные достижения приходят в Россию гораздо позднее своего появления на Западе. А после прихода претерпевают изменения, отражающие российскую действительность. Например, концентрация художественных достижений и информации о них происходит, как правило, в двух российских столицах Москве и Санкт-Петербурге. Провинция же при этом развивается значительно медленнее и приход новых течений и направлений в искусстве задерживается на несколько лет. Поэтому, возможность творческого самовыражения в провинции на сегодняшний день практически сводится к нулю. Неангажированный художник в провинциальном городе имеет весьма ограниченные перспективы и поддержку, вынужден искать материальные средства вне сферы своих интересов, либо уезжать из провинции в столицу. В это же время на Западе происходит децентрализация и перераспределение влияния во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. Роль столиц и крупных городов перестает быть определяющей в развитии искусств и культуры. Так, по мнению исследователей144, интересному автору или художнику не обязательно жить в столице. Развитие сети современных коммуникаций позволяет ему творить в любой точке Земного шара.

Изменения в социальной и экономической сферах, наметившиеся в начале 1990-х годов в России, повлекли за собой преобразования в сфере культуры и в Перми. Несмотря на то, что общий кризис в стране свел финансирование культуры к минимуму, в городе появляются новые экспериментальные театральные коллективы, открываются частные галереи. С одной стороны, это указывает на востребованность искусства даже в такое тяжелое время. С другой - на то, что регионы стремятся осваивать культурный опыт столицы, где сходные процессы начались немного раньше.

В Перми одновременно развивается несколько художественных течений. Они, разумеется, выражены не так ярко, как в столице, и дифференцировать их достаточно трудно. Тем не менее, мы выделили их по аналогии с ведущими течениями в русском искусстве. Это реалистическая школа (Е. Широков, А. Тумбасов, О. Коровин), неоавангард и течения вписывающиеся в парадигму постмодернизма (А. Репин, Ю. Лапшин, А. Залазаев, Н. Зарубин, А. Казначеев, В. Смирнов, А. Побережник) и новые явления в искусстве такие как медиа-арт (С. Тетерин, А. Михайлов).

Пермская реалистическая школа, связанная прежде всего с именами старых мастеров, получил не только общероссийское признание, но и пользуется спросом у современного зрителя старшего поколения и пермской администрации.

Художники Вячеслав Смирнов, Вячеслав Остапенко, скульптор-керамист Мацумаро Хан, поэты Владислав Дрожащих, Виталий Кальпиди, Юрий Беликов, журналист и кинорежиссер Павел Печенкин, фотохудожники Юрий Чернышов, Андрей Безукладников - это те, благодаря кому было в значительной мере разрушено представление о провинциальной ограниченности и отсталости пермской литературы и искусства на российском уровне. В их творчестве обозначились тенденции, актуальные для современной художественной эпохи в целом, произошел сдвиг культурного хронотопа, что в определенной степени синхронизировало художественные процессы центра и периферии.

Аспект взаимодействия художника и зрителя в 1990-е приобрел новое содержание. Если в советское время художник существовал за счет государства, то в современной ситуации ему приходится либо заниматься изготовлением произведений заведомо конъюнктурных, отвечающих вкусам массового зрителя, либо существовать за счет других источников дохода, не связанных с его призванием. Сегодня спрос на произведение искусства, его востребованность во многом определяет возможность существования того или иного течения. И если в столице, как мы уже говорили, арт-рынок достаточно дифференцирован, то в провинции этот процесс еще находится на стадии формирования. Провинциальное искусство должно прежде всего отвечать требованиям функциональности. Зритель воспринимает картину не как предмет искусства, имеющий самостоятельную ценность, а как предмет интерьера, как дополнение к обстановке. Поэтому произведение искусства, в представлении провинциального зрителя, должно быть прежде всего "красивым", а уже потом "современным" и совсем не обязательно - выразительным, талантливым или необычным. В провинции все непривычное, выбивающееся из общего контекста, вызывает настороженное недоверие и непонимание. Кроме того, эстетический опыт среднего провинциального зрителя едва ли охватывает культурные явления за пределами школьной программы. Поэтому развитие самобытного регионального искусства на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. Отчасти решение этой проблемы заняты городские власти.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Категория престижности в жизни Древнего Рима
Сохранился ряд текстов, содержащих перечень свойств, обладание которыми придавало в древнем Риме жизни человека особое достоинство и значительность. Один из них – речь Кв. Цецилия Метелла над телом его отца Луция, консула 231 г. до н.э. и ...

Азербайджанские чеканные медные изделия
На протяжении своей многовековой истории азербайджанский народ создал замечательные образцы материальной и духовной культуры. С древнейших времен были известны в Азербайджане различные виды художественных ремесел и промыслов, одним из кот ...

Структура культуры
Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, те ...