Поддержка со стороны коммерческих структур

Страница 2

Аспект взаимодействия художника и зрителя в 1990-е гг. приобрел новое содержание. Если в советское время художник существовал за счет государства, то в современной ситуации ему приходится либо заниматься изготовлением произведений заведомо конъюнктурных, отвечающих вкусам массового зрителя, либо существовать за счет других источников дохода, не связанных с его призванием. Сегодня спрос на произведение искусства, его востребованность во многом определяет возможность существования того или иного течения. И если в столице, как мы уже говорили, арт-рынок достаточно дифференцирован, то в провинции этот процесс еще находится на стадии формирования. Провинциальное искусство должно прежде всего отвечать требованиям функциональности. Зритель воспринимает картину не как предмет искусства, имеющий самостоятельную ценность, а как предмет интерьера, как дополнение к обстановке. Поэтому произведение искусства, в представлении провинциального зрителя, должна быть прежде всего "красивой", а уже потом "современной" и совсем не обязательно - выразительной, талантливой или необычной. В провинции все непривычное, выбивающееся из общего контекста, вызывает настороженное недоверие и непонимание.

Появились дополнительные источники финансирования художественных проектов помимо государственного финансирования. В современном обществе событие в области искусства, будь то персональная выставка художника или акция, организованная творческим союзом авторов, воспринимается коммерческими структурами как информационный повод и оценивается по степени общественного резонанса в местной прессе. У сегодняшнего художника имеющего творческий замысел и не имеющего достаточных средств на реализацию проекта есть одна возможность - привлечение спонсоров из числа коммерческих структур, которые так или иначе задумываются о собственном имидже на местном уровне.

Благодаря вовлечению частного капитала и финансовой поддержке со стороны коммерческих структур становится возможным движение и развитие пермского искусства. Сотрудничество художников с коммерческими структурами стало возможным: через проведение грантов, прямое финансирование художественных проектов и конкретных авторов, покупка картин и художественных ценностей.

В нашей работе мы провели исторический анализ основных тенденций развития пермского искусства 1990-х годов в контексте социально-культурных процессов пост-советского общества.

Во второй половине ХХ века в передовых западных странах начинают складываться отношения постиндустриального общества. Применительно к России, мы можем говорить лишь о тенденциях, некоторых изменениях в этом направлении, но никак не о сложившейся системе. Однако информация и многовариантность культурного развития в конце 1990-х становятся доминантой отношений в России.

Постмодернизм - переходное состояние культуры в обществе, развивающемся по модели постиндустриальных отношений. Он характеризуется отказом от мышления, основанного на бинарных оппозициях, заменой иерархических связей горизонтальными, отказом от линейности изображения, интертекстуальностью, ироническим переосмыслением предыдущего опыта культуры. В конце 90-х наиболее актуальными признаками постмодернизма становятся гипертекстуальность (как следствие отказа от линейности), актуализация игрового начала и постмодернистская ирония (как следствие отказа от бинарных оппозиций). Изменился статус масскульта, растет его привлекательность в глазах элитарных авторов. Собственно постмодернистскими течениями в русском искусстве ряд исследователей считает постконцептуализм, соц-арт и неоакадемизм. Эти течения породили ряд новых направлений в современном искусстве, развитие которых напрямую связано с деятельностью новых галерей современного искусства. Галереи, возникшие в России в конце 1980-х годов, действуя по западной схеме, определяли, какие направления станут определять их политику. Одни демонстрировали исключительно концептуальное искусство, другие отдавали предпочтение декоративно-прикладному творчеству и массовому искусству. Таким образом, за последнее десятилетие в столице сложился современный арт-рынок, где представлены практически все направления творчества, отвечающие вкусам и потребностям разных зрителей.

Характерной чертой 1990-х годов в России после распада Советского Союза и уходом от идеологического контроля и цензуры становится становление и развитие неоавангардистских течений в искусстве. Ранее эти течения были вынуждены существовать подпольно, закрыто (андеграунд, нон-конформизм). Теперь появилась возможность для публичной деятельности художников.

В 1990-е гг. происходит выделение в художественной среде наиболее молодых и амбициозных авторов, активно использующих в своем творчестве современные компьютерные технологии. В России появились новые формы искусства - видео-арт, нет-арт, медиа-арт. Художники стали именовать себя, сетевыми, электронными, видео- и медиа- художниками.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Шекспир и шекспиризмы: к вопросу о взаимоотношении логоса и мифа
Взаимоотношение логоса и мифа - один из наиболее интересных и важных аспектов исследования творчества Уильяма Шекспира. Тесная связь логоса и мифа обнаруживается, в частности, в дихотомии шекспиризмы / псевдошекспиризмы. Под шекспиризмами ...

О форме художественной агитлитературы
Творя в период бури и натиска, поэты-агитаторы спешат откликнуться на боевую злобу дня и не имеют возможности создавать свои, новые художественные формы. Жанры художественной А. Л. поэтому являются установившимися жанрами поэтического тво ...

Фламандский Часослов
В Эрмитаже хранится часослов, происхождение которого неизвестно. Часослов значится как фламандский XV века. Рукопись исполнена на пергамене, имеет 191 лист. Размеры часослова 210Х155 мм2. Текст латинский, расположен по 16 строк на страниц ...