Поддержка со стороны коммерческих структур

Страница 2

Аспект взаимодействия художника и зрителя в 1990-е гг. приобрел новое содержание. Если в советское время художник существовал за счет государства, то в современной ситуации ему приходится либо заниматься изготовлением произведений заведомо конъюнктурных, отвечающих вкусам массового зрителя, либо существовать за счет других источников дохода, не связанных с его призванием. Сегодня спрос на произведение искусства, его востребованность во многом определяет возможность существования того или иного течения. И если в столице, как мы уже говорили, арт-рынок достаточно дифференцирован, то в провинции этот процесс еще находится на стадии формирования. Провинциальное искусство должно прежде всего отвечать требованиям функциональности. Зритель воспринимает картину не как предмет искусства, имеющий самостоятельную ценность, а как предмет интерьера, как дополнение к обстановке. Поэтому произведение искусства, в представлении провинциального зрителя, должна быть прежде всего "красивой", а уже потом "современной" и совсем не обязательно - выразительной, талантливой или необычной. В провинции все непривычное, выбивающееся из общего контекста, вызывает настороженное недоверие и непонимание.

Появились дополнительные источники финансирования художественных проектов помимо государственного финансирования. В современном обществе событие в области искусства, будь то персональная выставка художника или акция, организованная творческим союзом авторов, воспринимается коммерческими структурами как информационный повод и оценивается по степени общественного резонанса в местной прессе. У сегодняшнего художника имеющего творческий замысел и не имеющего достаточных средств на реализацию проекта есть одна возможность - привлечение спонсоров из числа коммерческих структур, которые так или иначе задумываются о собственном имидже на местном уровне.

Благодаря вовлечению частного капитала и финансовой поддержке со стороны коммерческих структур становится возможным движение и развитие пермского искусства. Сотрудничество художников с коммерческими структурами стало возможным: через проведение грантов, прямое финансирование художественных проектов и конкретных авторов, покупка картин и художественных ценностей.

В нашей работе мы провели исторический анализ основных тенденций развития пермского искусства 1990-х годов в контексте социально-культурных процессов пост-советского общества.

Во второй половине ХХ века в передовых западных странах начинают складываться отношения постиндустриального общества. Применительно к России, мы можем говорить лишь о тенденциях, некоторых изменениях в этом направлении, но никак не о сложившейся системе. Однако информация и многовариантность культурного развития в конце 1990-х становятся доминантой отношений в России.

Постмодернизм - переходное состояние культуры в обществе, развивающемся по модели постиндустриальных отношений. Он характеризуется отказом от мышления, основанного на бинарных оппозициях, заменой иерархических связей горизонтальными, отказом от линейности изображения, интертекстуальностью, ироническим переосмыслением предыдущего опыта культуры. В конце 90-х наиболее актуальными признаками постмодернизма становятся гипертекстуальность (как следствие отказа от линейности), актуализация игрового начала и постмодернистская ирония (как следствие отказа от бинарных оппозиций). Изменился статус масскульта, растет его привлекательность в глазах элитарных авторов. Собственно постмодернистскими течениями в русском искусстве ряд исследователей считает постконцептуализм, соц-арт и неоакадемизм. Эти течения породили ряд новых направлений в современном искусстве, развитие которых напрямую связано с деятельностью новых галерей современного искусства. Галереи, возникшие в России в конце 1980-х годов, действуя по западной схеме, определяли, какие направления станут определять их политику. Одни демонстрировали исключительно концептуальное искусство, другие отдавали предпочтение декоративно-прикладному творчеству и массовому искусству. Таким образом, за последнее десятилетие в столице сложился современный арт-рынок, где представлены практически все направления творчества, отвечающие вкусам и потребностям разных зрителей.

Характерной чертой 1990-х годов в России после распада Советского Союза и уходом от идеологического контроля и цензуры становится становление и развитие неоавангардистских течений в искусстве. Ранее эти течения были вынуждены существовать подпольно, закрыто (андеграунд, нон-конформизм). Теперь появилась возможность для публичной деятельности художников.

В 1990-е гг. происходит выделение в художественной среде наиболее молодых и амбициозных авторов, активно использующих в своем творчестве современные компьютерные технологии. В России появились новые формы искусства - видео-арт, нет-арт, медиа-арт. Художники стали именовать себя, сетевыми, электронными, видео- и медиа- художниками.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи: