Развитие белорусской литературы

Другая культура » Культура Белоруссии и России 19-20 века » Развитие белорусской литературы

Страница 1

В другой половине 19 века начался новый этап в развитии белорусской литературы, обусловленный новыми явлениями в социально-экономической и политической жизни. Заканчивался период исключительно полуанонимного нелегального развития литературы. Писатели постепенно преодолевали узкое фольклорное описание, становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс ее жанрового обогащения, усовершенствование стихописания. Смотрите информацию фильмы документальные онлайн на нашем сайте.

Значительный след в развитии белорусской литературы оставило восстание 1863-1964 гг. Широко распространялись ананимные “разговоры”, сложенные деятелями польского национально-вызволительного движения, адресованные белорусским крестьянам, и посвященные критике социальных порядков в царской России. Ярким примером художественной революционной публицистики является газета К.Калиновского “Мужыцкая правда” и “Письмо из-под виселицы”. Используя фольклорную символику и традиционную форму народных “разговоров”, автор “Мужыцкой правды” призывал крестьян к борьбе за лучшую долю.В “Письме из-под виселицы” К.Калиновский прощается со своим народом перед наказанием смертью и высказывает веру в то, что народ еще поднимется на борьбу.

Белорусская литература демократического направления в это время обогатилась рядом новых ананимных произведений-стихов, “разговоров”, которые ярко отображают революционно-демократическое настроение нироких масс белорусского крестьянства. Примером является “Дядя Антон, или Разговор обо всем, что болит, а почему болит – не знаем”. Она написана живым родным языком, в реалистической манере.

Традиции начала 60-х гг. продолжили Ф.Богушевич, А.Гуринович, Я.Лучина, которые пришли в литературу в конце 80-х – начале 90-х гг.

Пиком развития белорусской литературы другой половины 19 века стало творчество Ф.Богушевича. В 1891 г. в Кракове выдан его первый сборник “Дудка белорусская” под псевдонимом Мацей Бурачок. В 1896 г. за границей под псевдонимом Сымон Ровка и-под Борисова появился сборник “Смык белорусский”, К этим сборникам Ф.Богушевич писал предисловия, где старался пробудить национальную сознательностьбелорусского народа. Он первый из белорусских писателей обвестил существование белорусского этноса и выделили самостоятельность белорусского языка. Центральная тема творчества Ф.Богушевича – жизнь зависимых крестьян, их поиски справедливости и выхода из социального беспредела. Начинальник критического реализма в белорусской литературе, Ф.Богушевич через демократическую поэзию и публицистику положительно влиял на своих современников – Я.Лучину и А.Гуриновича.

В творчестве Я.Лучины нашди отражение любовь к белорусскому крестьянству, стремление видеть его образованным и счастливым. Лирическое стихотворение является основным жанром его творчества на белорусском языке. Стихи Я.Лучины были посмертно собраны в сборнике “Вязанка”, вышедшем в 1903 г.

Литературных произведений А.Гуриновича сохранилось очень мало. За революционную деятельность поэт был арестован царскими властями. В своих лирических и ситирических стихах он основное внимание уделял показу жизни белорусского крестьянства, призывал его к борьбе. Произведения А.Гуриновича были выпущены только посмертно.

На лучшие достижения литературы второй половины 19 века, на традиции, заложенные К.Калиновским, Ф.Богушевичем, Я.Лучиной, А.Гуриновичем, опиралась новая белорусская литература начала 20 века. Развивалась она также и под влиянием русской, польской и украинской литературы. Именно в начале 20 века белорусская литература приобрела черты развитой литературы с разнообразными жанрами и стильными направлениями.

Новые темы, мотивы и образы принесла в белорусскую литературу Тетка. Ее книги революционных стихов “Скрипка белорусская” и “Крест на свободу” стали первыми оригинельными сборниками белорусской поэзии 20 века. Тетка оказалась одной из начинателей повествовательного жанра. Она писала хрестоматию “Первая хрестоматия для детей-белорусов”, выступала как публицист, исследователь истории белорусского народного театра.

Как народный поэт, один из основателей белорусской литературы и белорусского литературного языка, национальной школы перевода вошел в историю Я.Купала. Первое его стихотворение “Мужик” было опубликовано в мае 1905г., а первый сборник стихов Я.Купалы дореволюционной поры – “Путем жизни” – был выпущен в 1913г.

Героико-романтические поэмы Я.Купалы “Курган”, “Бондаровна” выделили его как создателя классического национального эпоса. Пьесы Я.Купалы “Павлинка”, “Раскиданное гнездо” представляют собой самое высокое достижение славянских литератур. Он сделал перевод произведений Н.Некрасова, И.Крылова, А.Мицкевича, Т.Шевченки. Значение творчества Я.Купалы заключается в том, что он поднял белорусскую литературу на сравнительно высокий уровень и своим творчеством и общественной деятельностью влиял на формирование и развитие белорусского литературного языка.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Эгейское искусство
В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до ...

Эволюция живописи в первой половине 15 в
Эволюция живописи в первой половине 15 в. в своей основе близка к эволюции скульптуры, хотя в отдельных моментах здесь имеются некоторые различия. Живопись, например, не выдвинула мастера, которого можно было бы сопоставить с Донателло ка ...

Русская культура X-XIII вв
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духов ...