Отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях - это метод, когда художник предоставляет зрителю или читателю догадаться о том, насколько серьезно он относится к идеям, которые излагает. То есть автор отказывается от противопоставления "ложь-истина" заменяя его постмодернистской игрой.
Термин "интертекстуальность" введен в 1967 году теоретиком постструктурализма Ю. Кристевой на основе переосмысления работы М. Бахтина "Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве" (род. 1924). Идея "диалога" с предшествующей и современной литературой была воспринята Кристевой чисто формалистически, как ограниченная исключительно сферой литературы диалогом между текстами, т.е. интертекстуальностью. Представление же об истории и обществе, как о том, что может быть "прочитано" как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого "интертекста", который в свою очередь служит как бы подтекстом любого вновь появляющегося текста. "Каждый текст, - говорит Ролан Барт, - является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т. д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем".
В конце 90-х интертекстуальность становится явлением, характерным для большинства художественных произведений. В русской литературе примером текста, построенного по принципу взаимопересечения различных цитат, могут служить романы Виктора Пелевина (род. 1962). Так, его роман "Generation 'П' (1999), рассказывающий о судьбе московского рекламщика Вавилена Татарского, насыщен образами из вавилонской и шумеро-аккадской мифологии, трансформированными и помещенными в повседневную реальность, окружающую героя. В произведениях массовой литературы сегодня также присутствует интертекст. Автор популярных детективов Борис Акунин строит свое повествование, используя многочисленные цитаты из русской классики. Если интертекст в художественной литературе требует от читателя интеллектуальных усилий, знания культурных контекстов, то в массовой литературе необходимость таких усилий сводится к минимуму. Так как в популярной литературе в основу интертекста автор кладет хрестоматийные произведения, знакомые каждому читателю.
В изобразительном искусстве интертекстуальность характеризует творчество художников, принадлежащих направлению неоакадемизма, авангарда и пр. Это группа молодых художников (Тимур Новиков, Денис Егельский, Белла Матвеева, Андрей Хлобыстин, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Андрей Медведев), создавших в 1993- 1994 годах Новую академию, ректором которой стал Тимур Новиков. Используя фотографии и коллажи, комбинируя приемы позднеакадемической живописи с возможностями компьютерной графики, художники создавали картины, где постмодернистское отношение к "арсеналу прошлого", исключающее самостоятельность, и полная узнаваемость изображенного мотива вызывали у зрителя целый ряд культурных ассоциаций, что и было задачей художников.
Эволюция постмодернизма заключается в следующем: во-первых, происходит изменение статуса массовой культуры и проявление интереса к ней со стороны элитарных авторов. Это приводит к проявлению и усилению поп-арта и элементов китча в искусстве. Во-вторых, в 90-х года появляются новые направления в искусстве. К уже имевшемуся в мировом искусстве видеоарту, прибавляется медиа-арт (искусство в контексте современных технологий, коммуникаций и медиа) и нет-арт (сетевое искусство).
Эволюция искусства в 1990-х годах в России происходит с появлением тенденций присущих постмодернизму, с появлением нового поколения молодых творческих авторов. Процесс эволюции в искусстве происходит параллельно с демократизацией общества. Развитие искусства в России происходит с существованием и развитием основных направлений изобразительного искусства: реализма, неоавангардистских течений, соц- и поп- арта, концептуализма и медиа-искусства, связанного с развитием компьютерных технологий в России.
Реалистическая школа представлена достаточно широко и развитие данного направления связано с существованием широкой среди потребителей данного направления и государственной поддержкой. Ярчайшим примером реализма может служить деятельность Зураба Церетели. Работы З. Церетели направлены на массового потребителя и широко поддерживаются на государственном уровне.
Похожие статьи:
Изобразительное искусство во второй половине 19 – начале 20 веков
Прекрасных успехов достигло белорусское изобразительное искусство.
На территории Беларуси после закрытия Виленского университета не было высшего учебного заведения. Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художнико ...
Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение. Икона Успенского собора во Владимире. 1408. Москва, Третьяковская галерея.
Среди памятников древнерусской иконописи имеется немало таких, которые давно уже получили широкую известность, неодно ...
Искусство поздней классики
Четвертый век до н.э явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических условиях.
Рост рабства, концентрация все больших богатств в руках немногих крупных рабовладе ...

Разделы