Основные тенденции в русском искусстве конца XX в

Страница 2

Изменение социальной структуры, таким образом, заключается в размывании межклассовых границ, в то же время появляются новые социальные слои, что делает социальную структуру более мозаичной и подвижной. Происходит переход к "более гетерогенному, более дифференцированному обществу, в котором следует ожидать, по словам О. Тоффлера, большего разнообразия идентификаций и группировок". Уже сейчас углубляются различия и среди трудящихся, и среди собственников. Но теперь они отделены друг от друга не только и не столько границами частной собственности, сколько различиями в доступе к знаниям, культуре и информации. Таковы принципы взаимоотношений в постиндустриальном обществе, где "знания и информация решающими переменными". Постиндустриальное общество формировало постмодернизм в культуре Запада.

Перемены влекли за собой "историческое перераспределение влияния и власти на планете на многих различных уровнях одновременно, вместе с тем происходит рассеяние мировой власти". Меняется местоположение центров мировой и культурной жизни, считает Олвин Тоффлер. Данное утверждение иллюстрирует ситуация, сложившаяся в западной культуре 1980-х годов. "Сегодня Мехико в интеллектуальном отношении живет более интенсивной жизнью, чем многие европейские столицы. Он кишит художниками, политическими беженцами, интеллектуалами. Возможно, лучшая в мире художественная литература создается в Южной Америке". То есть культуры, ранее занимавшие периферийное положение, выходят на первый план.

Процесс постиндустриализации в конце XX в. охватил собой далеко не все аспекты общественной жизни. Даже в самых развитых странах (США, Япония, Германия, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным, утверждает В. Красильщиков. "До сих пор в этих странах многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации. И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине дороги в будущее". Такая ситуация была характерна до начала 1990-х годов. Сегодня вместе с развитием информационных технологий, их массовым применением на Западе, вторжением их в повседневную жизнь, роль информации в развитии общества становится все более важной. В конце 90-х утверждение Дэниела Белла "Информация - это власть" приобретает новое значение.

Таким образом, выше мы охарактеризовали основные черты западного постиндустриального общества. Это, прежде всего возрастание роли теоретического знания и информации в развитии общества. Распространение творческого, интеллектуального труда, увеличение пространства частной жизни. Происходит децентрализация власти, ее перераспределение: на первый план в постиндустриальном обществе выходят "периферийные" культуры. Эта ситуация, складывающаяся в современном обществе, соответствует изменению культурной парадигмы ХХ века. Речь идет о "ситуации постмодернизма", характеризующей практически все области культуры конца ХХ века.

Таким образом, культура сегодня является новым источником структурирования социального в пост экономическом обществе. Ее развитие по линии многообразия, изменения соотношения центра и периферии - это то, что отличает новое, складывающееся постиндустриальное общество. Такими чертами сегодня можно охарактеризовать культурную ситуацию и в России.

Постмодернизм: эволюция на протяжении 1990-х годов.

Техническое совершенствование производства, постоянное совершенствование информационных технологий, развитие массовых коммуникаций в постиндустриальном обществе хронологически практически совпало с развитием постмодернистской ситуации в искусстве, культуре и философии.

В литературе сегодня нет единого мнения о том, что такое постмодернизм. Мы, вслед за большинством исследователей, придерживаемся определения постмодернизма как направления в литературе и искусстве, пришедшего на смену модернизму. Постмодернизм вобрал в себя весь предшествующий опыт культуры и представляет его интерпретацию. Он вбирает с себя также тенденции "неоавангардизма" или "позднего модерна", последовательно развивающего модернистские концепции.

Традиционно в теоретической литературе выделяют следующие признаки постмодернизма: замена вертикальных и иерархических связей горизонтальными и ризоматическими, отказ от идеи линейности в искусстве, отказ от идеи метадискурсивности, отказ от мышления, основанного на бинарных оппозициях, интертекстуальность и гипертекстуальность, повышенный интерес к массовости в искусстве, игровые моменты, основанные на опыте предшествующих культур, отсутствие ценностей и игра с предшествующими опытами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской
Карапетьянц Артемий Михайлович - доктор филологических наук. профессор, заведующий кафедрой китайской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. По-видимому, прежде всего необходимо сделать некоторые разъяснения ...

Творчество Франса Флориса
Творчество Флориса (и его успех у современников) свидетельствует о том, что главные позиции в нидерландском искусстве переходят к позднему романизму, романизму, уже открыто перерождающемуся в маньеризм. Однако за этим явлением следует вид ...

Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России
В отличие от произведений некоторых других французских писателей Нового времени, современников Лафонтена (Ж.-Б. Мольера, Н. Буало, Б. де Фонтенеля, Т. Корнеля, П. Тальмана), известных в России уже в первой трети XVIII в., лафонтеновские с ...