Колокола на Русь пришли впервые из Европы и до ХIХ века отливались иностранными мастерами, приезжавшими к нам для отливок, или покупались в готовом виде в Европе. Иногда иностранные колокола попадали в Россию в качестве военных трофеев. Древнейший сохранившийся колокол, находящийся в собрании Новгородского музея, предание относит к XII веку и связывает его появление в Новгороде с миссионерским приездом туда Антония Римлянина в 1116 году. Колокол, привезенный для Руси в качестве особого христианского дара, весил 1 пуд 10 фунтов и был итальянским. Предания говорят, что именно в Италии появляются первые христианские колокола – кампаны. Такой кампан и привез в Новгород Антоний Римлянин. Западным (или, как говорили еще, корсунским) называют и вечевой Новгородский колокол (смотри статью). И даже тот колокол, который обычно считают первым известным русским колоколом, привезенным из Москвы и отлитым в 1342 году мастером Борисом для Софийского собора в Новгороде, трудно назвать собственно русским колоколом, т.к. по Никоновской летописи мастер этот был римлянином (Борис Римлянин). Порой иностранных мастеров называли прозвищем, говорящем о нерусском происхождении мастера: Николай Немчин, Николай Фрязин.
На Руси долгое время (и после появления русских колокололитейщиков, а также признанных литейных центров в Пскове, Москве, Новгороде) пользовались “корсунскими”, “немецкими” колоколами, звонившими посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола). Преемственность западноевропейских колокольных традиций выражалась не только в использовании иностранных колоколов, очепной системы звона, но и в отношении к самой сути колокола, зафиксированной в колокольной надписи.
Европейские мастера часто писали по латыни “Слава единому Богу”, как на немецком колоколе 1636 г из собрания Музея колоколов (колокол находился на церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Новгороде. Такая же надпись и на шведском колоколе 1860 г. (в свое время он звучал на церкви Федора Стратилата в Новгороде).
Русские мастера ХVI в. наследуют и технологию колокольного производства, и систему построения формы колокола (что видно по колоколу 1536 года, отлитому псковскими мастерами Т.Андреевым и П.Григорьевым и находящемуся в Музее колоколов). При этом мастера ХVI в. переняли у иностранцев и обычную колокольную надпись: “Слава свершителю Богу”. Она написана по-русски, но не выходит за рамки европейской традиции, от которой вскоре русские мастера отойдут, предложив свое понимание колокола и надписи на нем.
И даже если русские заказчики отливали колокол в Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской, как в случае с колоколом К.Клеймана 1648 года. Мастер в надписи указал “Слава единому Богу”, поставил свое имя, дату, место производства (г. Любек, Германия) и отправил колокол заказавшим его стрельцам в Новгород вместе с двумя другими работами.
Через двадцать два года, по получении колоколов, стрельцы вырезали в готовом колоколе свою вкладную надпись, в которой подробнейшим образом указали назначение колокола (“Бога молить, а по смерти за их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан стояти”) и историю его создания, из которой становится ясно, что колокол заказан в 1647 г, отлит в 1648г, получен в 1669году. В это время в Новгороде существовала своя литейная школа, но сознание (и многовековой опыт Руси) подсказывали, что лучшие колокола всегда лили немцы. Поминальный колокол должен быть лучшим и стрельцы заказали три колокола в Германию Кордту Клейману.
Похожие статьи:
Усыпальница рода Романовых. Рассказ о Новоспасском монастыре
Крестьянская площадь, 10. Так на карте Москвы помечен знаменитый Новоспасский монастырь, расположенный на юго-востоке города, на левом берегу Москвы-реки. Главный вход в монастырь — с Крестьянской площади…
Крест, крестьянин… А корень у э ...
Иконопись X-XIII вв
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли сво ...
Архитектура
Сдвиг в экономической жизни общества привели к быстрому росту городов (особенно тех, которые находились на железнодорожных путях), их благоустройство, строительство водопроводов, проведение электрического осветления. Происходили изменения ...
Разделы