Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Другая культура » Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Страница 2

Одним из композиторов, открывших Вагнеру его призвания был Бет­ховен. Бетховен умер весной 1827 года в Вене, а в начале следующего года в Лейпциге Вагнер впервые услышал бетховенские симфонии в кон-

цертах Гевандхауза. Впечатление было потрясающим. Вагнер передавал

собственные переживания: " .однажды я услышал исполнение бетховенс­кой симфонии, впал после этого в лихорадочное состояние, заболел, а когда выздоровел, то сделался музыкантом". Так Вагнер нашел свой путь, и по этому пути он твердо шел всю свою жизнь, с непостижимым упорством преодолевая любые препятствия.

Он самостоятельно, без помощи учителей изучил теорию компози­ции. Он тайком начал брать уроки композиции, еще не зная, кто запла­тит учителю, но они не удовлетворяли Вагнера. Он также лихорадочно учился по произведениям Бетховена, переписывая по ночам его партиту­ры и усердно изучая их.

Первая увертюра Вагнера была исполнена в 1830 году Генрихом Дорном, молодым дирижером и композитором, будущим учителем Шумана, руководителем придворного театра в Лейпциге. Он сделал это из уваже­ния к Вагнеру, который уже в 17 лет знал музыку Бетховена как никто другой. Благодаря близости к Дорну, Вагнер становится завсегдатаем Лейпцигского театра. В 1827 году здесь стала играть его сестра Луи­за, и мать с тремя младшими детьми вновь вернулась в Лейпциг. Вскоре Луиза вышла замуж за книгоиздателя Брокгауза и навсегда покинула сцену, а ее место в театре заняла Розалия.

Теперь, когда выбор был окончательно сделан, другие занятия ма­ло интересовали Вагнера. В школу он почти не ходил, занимался плохо, на уроках тайком читал "Фауста" Гете и размышлял, какой это прекрас­ный материал для оперы. Историю он изучал не на уроках, а в книгоиз­дательстве Брокгауза, корректируя многотомный исторический труд, чтобы заработать немного денег.

Не надеясь благополучно закончить школу, Вагнер перешел в дру­гую, но, не доучившись и в ней, поступил в 1831 году вольнослушателем в Лейпцигский университет в качестве "студента музыки". На этот раз Вагнеру повезло. Его педагог Теодор Вейнлиг, кантор при церкви святого Фомы, где когдато работал Бах, понял, что требовалось моло­дому композитору. Учитель анализировал произведения классиков, и по этим образцам Вагнер писал свои работы, ошибки которых Вейлинг тща­тельно разбирал и объяснял. Занятия продолжались полгода. Затем Вей­линг заявил Вагнеру, что больше ничему не может его научить. Вагнер всегда с уважением относился к своему единственному учителю и посвя­тил ему свое опубликованное произведение-Сонату для фортепиано.

Композиторское дарование Вагнера вдруг, к восемнадцати-девят­надцати годам, прорвалась очень бурно: он создавал одно за другим фортепианные и оркестровые произведения, симфонию, музыку к "Фаусту" Гете. Принялся даже за оперу "Свадьба" на собственное либретто в ду­хе фантастических новелл Гофмана. Однако сестра Розалия, именем ко­торой Вагнер дорожил, не одобрила этого замысла, и он сжег рукопись; до нас дошел только небольшой ее фрагмент. Некоторые из вагнеровских сочинений были вскоре исполнены, и в Лейпцигских газетах появились о них похвальные отзывы.

Годы учения окончились. Началась практическая школа жизни Ри­харда Вагнера.

Вагнер принадлежит к числу великих художников, обогативших сво­им творчеством мировую культуру. Гений его был универсален: Вагнер прославился не только в качестве автора выдающихся музыкальных про­изведений, но и как замечательный дирижер, явившийся наряду с Берли­озом основоположником современного искусства дирижирования; он был талантливым поэтом-драмматургом - создателем либретто своих опер - и одаренным публицистом, теоретиком музыкального театра. Такая разнос­торонняя деятельность в сочетании с кипучей энергией, титанической волей в утверждении своих художественных принципов привлекла к лич­ности и музыки Вагнера всеобщее внимание; его идейно-творческие дос­тижения вызывали горячие споры и при жизни композитора и после его смерти. Они не утихли и по сей день.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Замки Луары: Блуа
Люди обратили внимание на это заповедное место очень давно, много тысячелетий тому назад. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту; без сомнения это место было ...

“Нормативные представления” и повседневный опыт английской леди XVII века в сфере религиозного
В английском обществе XVII века широкое хождение имели литературные сочинения в жанре наставлений или нравоучительных советов. Зачастую они были адресованы женской аудитории. Подобная нормативная литература являлась не только развлекатель ...

Ремесла
На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее - по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Белокаменная резь ...