Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Другая культура » Культурологическая концепция Рихарда Вагнера

Страница 4

Эти годы реакции не прошли бесследно и для Вагнера, усилив идейные шатания в его мировоззрении и творчестве, которые резко обострились после франко-прусской войны 1870-1871 годов. Семидесятые годы это и годы триумфа дела его жизни, в частности завершения ги­гантского замысла-тетралогии "Кольцо нибелунга", и одновременно годы усиления идейно-художественного кризиса, в результате которого Ваг­нер оказался в лагере реакции. К этому времени полностью обнажился тот сложный комплекс противоречий, которым пронизана вся его дея­тельность.

Двойной узел противоречий характеризует Вагнера. С одной сторо­ны это противоречия между мировоззрением и творчеством. Конечно нельзя отрицать связей существующих между ними, но деятельность ком­позитора Вагнера очень отличалась от деятельности Вагнера-плодотви­того писателя-публициста, высказавшего по вопросам политики и рели­гии немало реакционных мыслей, особенно в последний период своей жизни. С другой стороны, и его эстетические и социально-политические взгляды были полностью противоречивыми. Мятежный бунтарь, Вагнер уже к революции 1848-1849 годов пришел с крайне путаным мировоззрением.

Оно осталось таким и в годы поражения революции, когда реакционная идеология отравляла сознание композитора ядом пессимизма, поражала субъективистские настроения, приводила к утверждению национал-шови­нистических или клерикальных идей. Все это не могло отразиться на противоречивом складе его идейно-художественных исканий.

Вагнер не дал четкого ответа на поставленные им жизненные воп­росы, но историческая его заслуга состоит в том, что он их так остро поставил. Он смог это сделать потому, что всю деятельность свою про­низал страстной, непримиримой ненавистью к капиталлистическому угне­тению. Что бы он не высказал в теоретических статьях, какие бы реак­ционные политические взгляды ни отстаивал, Вагнер в своем творчестве всегда был на стороне тех, кто искал активного применения своих сил в утверждении возвышенного и гуманного начала в жизни, против тех, кто погряз в болоте мещанского благополучия и своекорыстия. И, быть может, никому другому не удалось с такой художественной убедитель­ностью и силой показать трагедию современной жизни, отравленную бур­жуазной цивилизацией.

Эта резко выраженная антикапиталлистическая направленность пре­дает творчеству Вагнера огромное прогрессивное значение. Но он не сумел разобраться во всей сложности изображаемых им явлений.

Вагнер - последний крупнейший художник-романтик XIX века. Ро­мантические идеи, темы, образы закрепились в его творчестве еще в предреволюционные годы, они разрабатывались им и позже. После рево­люции 1848 года многие виднейшие современные композиторы под воз­действием новых современных условий, в результате более резкого об­нажения классовых противоречий переключились на иные темы, перешли в их освещении на реалистические позиции (наиболее яркий тому пример -

Верди). Но Вагнер оставался романтиком, хотя свойственная ему проти­воречивость сказывалась и в том, что на разных этапах деятельности у пего активнее проступали то черты реализма, то, наоборот, реакцион­ного романтизма.

В первой же критической статье, опубликованной Вагнером в 1834 году, резко обозначились его прогрессивные стремления. Он обвинял современных немецких композиторов в том, что никто из них "не сумел заговорить голосом народа, то есть никто не передал настоящую жизнь такой, как она есть". "Мы должны передать нашу эпоху во всей ее не­посредственности и уловить те новые формы, которые нам диктует сама жизнь", - писал он далее.

В подобных высказываниях, порой полемических и не во всем спра­ведливых, несомненно сквозит принципиальность страстного художника, убежденного в неразрывной связи искусства с действительностью. Эта убежденность, вне зависимости от идейных шатаний Вагнера, сохранится у пего на протяжении всей жизни. Но в тридцатых годах он еще не знал, как творчески применить свои силы, не нашел еще своей темы в искусстве. Эти идейно-художественные колебания отразились на его первых трех музыкально-театральных произведениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Крест
Ппочитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует — это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки и воспроизводить его ...

Южнославянская мифология
Данные о южнославянской мифологии совсем скудны. Рано попав в сферу влияния древних цивилизаций Средиземноморья и ранее других славян приняв христианство, южные славяне утратили почти полностью, сведения о былом составе своего пантеона. Д ...

Архаические элементы в русско-украинской свадьбе Иссык-Кульской области Кыргызстана
Изучение темы, обозначенной в названии статьи, представляет повышенный интерес в силу ряда причин. Во-первых, территория озера Иссык-Куль – это особый историко-этнографический район. Во-вторых, на данной территории не проводилось системат ...