Николай Константинович Рерих

Другая культура » Николай Константинович Рерих

Страница 2

В 1906 году Сергей Дягилев организовал первую выставку русской живописи в Париже. Это было первым из многих его антрепренерских усилий, направленных на привлечение внимания европейцев к русской музыке и русскому искусству. Первая выставка включала шестнадцать картин Рериха. На следующий год Дягилев познакомил парижскую аудиторию с новым для нее талантом Федора Шаляпина, исполнявшего музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, Скрябина, Глазунова, Стравинского и др. В 1909 году он представил Шаляпина в опере Римского-Корсакова “Иван Грозный”, с костюмами и сценическим оформлением Рериха. Поставив - также в оформлении Рериха - “Половецкие танцы” из оперы Бородина “Князь Игорь”, Дягилев вывел на сцену группу русских танцоров, положив начало прославившимся позднее “Русским Балетам”. В число новых звезд входили Павлова, Фокин, Нижинский. Оформление Рериха, отличавшееся выразительностью изображения древней культуры, еще больше укрепило его репутацию как художника. Дягилев первым ввел форму искусства, в которой оформитель спектакля был в то же время и его соавтором. Так, Александр Бенуа повлиял на создание балета “Петрушка”, а Николай Рерих стал движущей силой и, вместе с Игорем Стравинским, соавтором балета “Весна Священная”. Называвшийся вначале “Великая Жертва: Картины Языческой Руси”, мотив балета вырос из всепоглощавшего интереса Рериха к древности и, как он сам писал в письме к Дягилеву, из “прекрасной космогонии земли и неба”. В этом балете Рерих пытался изобразить примитивные обычаи древних людей, приветствующих весну-жизнедательницу и приносящих жертву Богу Солнца Яриле. Балетов на подобные темы до тех пор вообще не существовало. В равной степени необычными и неожиданными были и музыка Стравинского, и хореография Нижинского. Все это вместе вызвало противоречивое отношение к этому балету, сохранившееся на многие годы. Один из зрителей так описывал премьеру 29 Мая 1913 года в Париже: “Ничто из когда-либо написанного о битве “Весны Священной” не дает даже слабого представления о том, что происходило на самом деле. Театр, казалось, дрожал от землетрясения. Он сотрясался. Люди выкрикивали ругательства, завывали и свистели, заглушая музыку. Раздавались пощечины и удары . сам же балет был удивительно прекрасен”. Объясняя эту отрицательную, варварскую реакцию, Рерих позднее писал: “Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племен. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями”. “Весна Священная” была кульминацией сотрудничества Рериха с Дягилевым, в котором он признавал истинного глашатая русского искусства. После смерти Дягилева в 1929 году Рерих писал: “Мы можем считать достижения Дягилева достижениями великого человека, но еще точнее было бы видеть в нем истинного представителя целого движения синтеза, вечно-юного представителя великого момента, когда современное искусство пошатнуло так много условного и внешнего”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Дворцы XVII столетия в контексте истории проектирования
Проектирование, художественное конструирование, иначе говоря - дизайн, - это самостоятельный способ творческой деятельности, ведущий вид творчества в современной культурной ситуации (по крайней мере, в количественном отношении). Сегодня д ...

Русская иконопись конца XV-XVI вв
Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва. Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний. В XVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились об украшении стен храм ...

Система Станиславского: уроки мастерства
Система Станиславского представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. Система Станиславского открыла пути к созданию спектакля, как единого художественного целого, к воспитанию подлинного х ...