В годы, непосредственно предшествовавшие Первой Мировой войне, Рерих предчувствовал назревающую катастрофу, и его полотна символически выражали ужасающий размах конфликта, который, как он понимал, надвигался на мир. В этих работах Рерих впервые выступает как “пророк”.
В картине “Небесный Бой” Рерих использовал резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий , ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем. К этому времени в его манере изображения как исторической, так и природной тематики символизм и обращение к аллегории стали существенным элементом. Как писал один критик: “Он населял свой мир не участниками преходящих драм и комедий, но глашатаями самых глубоких идей о правде жизни, об извечной борьбе добра и зла, о триумфе светлого будущего для всех людей”.
В 1915 году Рерих заболел воспалением легких. Для выздоровления врачи послали его, вместе со всей его семьей, в Финляндию, в Сортавалу. В жизни семьи Рерихов, как и в судьбах всего мира, это время было очень неспокойным. В его картинах того периода - таких, как “Карелия - Вечное Ожидание” и “Ждущая” - сама природа этого холодного, сурового края скал и пустынных берегов, казалось, выражала острую тоску. На полотне “Ждущая” взгляд женщины устремлен на горизонт, как будто она ждет какого-то знака возвращения давно ушедших в море путешественников.
К 1917 году в России бушевала революция, и возвращаться туда было опасно. Семья начала строить планы путешествия в Индию, к которой их тянуло, как магнитом, все сильнее и сильнее. Эти планы стали вполне реальными, когда в 1918 году Рерих получил приглашение от шведского антрепренера приехать в Стокгольм с выставкой своих работ. Оттуда семья переехала в Лондон по приглашению сэра Томаса Бичема, который предложил Рериху оформить новую постановку “Князя Игоря” в театре Ковент Гарден.
Тем временем, из Америки пришло приглашение от Чикагского Института Искусств. Приглашение было принято, и первая выставка картин Рериха с успехом открылась в галерее Кингор в Нью-Йорке в 1920 году. В Америке Рерих не только провел выставки четырехсот своих работ в разных городах страны, но и оформил декорации и костюмы к постановкам “Снегурочки” и “Тристана и Изольды” в Чикагском оперном театре. Путешествуя по Америке, Рерих написал серию картин в штате Нью- Мексико, а также “Океанскую Серию” на острове Монхиган в штате Мэйн, где его семья провела лето. Ему оказался близок дух предприимчивости, с которым он встретился в Америке, и он часто писал о положительном влиянии развивающейся американской технологии на будущее всего мира. В Америке было посеяны семена будущей работы и определены судьбы тех людей, на кого повлияли рериховский магнетизм и сознание определенной жизненной миссии.
В 1921 году в Нью-Йорке Рерих основал Главный Институт Объединенных Искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Рерих сумел привлечь талантливых преподавателей. В их число входили Диммс Тэйлор, преподававший теорию музыки и композицию; Роберт Эдмунд Джонс и Ли Симпсон, обучавшие театрально- оформительскому искусству, и ряд других высоко-квалифицированных педагогов, преподававших такие предметы, как игра на всевозможных музыкальных инструментах, рисование и живопись, оформление и иллюстрация, скульптура, архитектура, балет, драма, журналистика, иностранные языки. Среди лекторов были такие выдающиеся личности, как Джордж Беллоус, Клод Брэгдон, Норман Бел Геддес и Старк Янг.
Институт процветал, но просуществовал только до 1937 года. Страна была в тисках Великой Депрессии, семья Рерихов - в экспедиции на Востоке, фонды иссякли, и ход событий привел к полному развалу организации, которую Рерих и его сотрудники строили с таким трудом.
В 1949 году учреждение возродилось как Музей Николая Рериха под руководством Зинаиды Григорьевны Фосдик, которая была одним из учредителей Главного Института и членом его преподавательского состава. Музей поселился в небольшом особняке на Западной стороне Манхэттена, на 107-ой улице, где он и находится до сих пор. Здесь можно видеть многие полотна из первоначальной коллекции; за прошедшие годы коллекция Музея пополнилась некоторыми из важнейших картин Н.К.Рериха и сейчас является одним из самых широко-представленных собраний его живописи.
Живя в Америке, Рерих продолжал планировать путешествие в Индию. Влияние духовных ценностей Востока сказывается на творчестве Рериха того времени. Его можно видеть в его “Океанской Серии”, состоящей из трех картин: “Сам Вышел”, “Мост Славы” и “Чудо”. Эти полотна выражают духовную силу, которая становилась характерной для его работ. На полотне “Мост Славы” Св.Сергий Радонежский в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием; для Рериха это было символом духовного моста, который соединит небо и землю.
Между 1916 и 1919 гг. Рерих написал цикл белых стихов, опубликованных сначала в Берлине на русском языке под названием “Цветы Мории”, а затем на английском под названием “Пламя в Чаше”. В этих стихах читатель может найти описание внутренних странствий Рериха и его стремления к духовным поискам. Поэзия Рериха вызывает образы, позднее использованные им в картинах, и отчасти помогает нам понять символику и значение некоторых из них.
В очерке “Цветы Мории: Тема духовного странствия в поэзии Николая Рериха” Ирина Кортен пишет: “Сердцевину философии Рериха составляет индийская концепция безначальной и бесконечной вселенной, которая проявляется в повторяющихся циклах создания и разрушения материальных форм в результате пульсации божественной энергии. На человеческом плане это выражается в подъеме и падении цивилизаций и, в применении к индивидуальной жизни, в реинкарнации души .” Как пишет Рерих-поэт в поэме “О Вечном” :
Похожие статьи:
Творчество Антонио Ринальди
Творчество Антонио Ринальди изучено не полностью, хотя с его работами в России связан ряд важных проблем становления классицизма. Сведения о жизни зодчего очень скудны: даже даты его рождения и кончины точно не выяснены.
Можно лишь сказа ...
Верхняя одежда
К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья боль ...
Азербайджанская вышивка
Азербайджанский народ на протяжении своей многовековой истории создал богатую и самобытную культуру, одной из высокоразвитых областей деятельности которой является декоративно-прикладное искусство. Это искусство существует издревле, оно о ...

Разделы